Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
ПАОЛО КОЭЛЬО:
«ПОЛКОВНИКУ НИКТО НЕ ПИШЕТ…»
СТАТЬИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА
"ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ" 
Игорю Федяеву, который, пряча улыбку, подарил мне «Алхимика»…

Пути «мессий» исповедимы. На предмет тернистости и колючести – на все сто. Ибо каждой «сакральной личности» в книге судеб отписаны географические координаты персональной Голгофы и индивидуальные пыточные инструменты – для физических ли испытаний, нравственных ли, не суть. Заметьте, - ради нас с вами, господа (товарищи, кому угодно), грешащих вдоль и поперёк своих расшитых шелками или дерюгой жизней. И если кто-то из читателей углядит в этих словах, не дай Бог, иронию… Спрячемся за спину Оскара Уальда – «Как важно быть серьёзным!» - и окрасим взгляды коровьей печалью. С поволокой.
Впрочем, и этой сферы человеческой деятельности (очень прибыльной, кстати) коснулись ветра перемен. Сегодня под голгофами иные «мессии» понимают дорогие отели, сауны, лимузины, блондинистых «прихожанок». А у подножия толпимся мы, то есть паства. Как без неё! Взалкавшие истины платят по полной, а гонорар, как известно, не пахнет…
Что касается терний на пути к познанию, то они остаются в силе. Без них - никак. Вот и бредут будущие «гуру» к просветлению через психиатрические поликлиники и притоны, наркотики и алкоголь, похоть и безнравственность, сатанизм и сектантство в особо изощрённых формах. А потом наступает «озарение». Не у всех, но прорастает. И, о, чудо! С этого момента их словам, как по мановению дирижёрской палочки, внимают сотни, тысячи, миллионы (в зависимости от калибра гортани «мессии»). И, будем справедливы, - «помогает»! Вот она сила слова из уст, как бы это помягче, - алхимика! Точнее и не скажешь.
Ну, прямо ни дать ни взять портрет Паоло Коэльо! Писателя, между прочим. Особенно на фоне нынешних ширпотребных литературных изысков или комиксов. Сколько заблудших душ он заставил вспомнить алфавит ради щебета о достоинствах очередного «бестселлера» в кругах «не для средних умов» - с обязательным золотым крестиком в манящей ложбинке! Осанна, да и только!
Вот только жаль, что полковнику так никто и не пишет…

Паоло родился в «белоштанном» городе-мечте - Рио-де-Жанейро – в благополучной (до его появления) семье инженера по имени Педро. (Так и просится на язык – «дон Педро и много диких обезьян»). С раннего детства пострел решил стать писателем – оттого, видать, и рос замкнутым и угрюмым, выжидая своего часа для веселья. Масла в огонь подлили родители, «заточив» сына в иезуитскую школу, дабы выбить дурь из головы. Чем только усугубили ситуацию.
Едва обретя статус «юноши бледного со взором горящим», он бросает учёбу и пробует себя на поприще журналистики. Причём, собственно профессионализм мало интересует будущего писателя. Другое дело – жизнь богемы, в которой дни и ночи рокируются в зависимости от количества выпитого, родительский авторитет обретает уровень прошлогодней листвы, а нравственные ценности дешевеют быстрее, чем выдыхается полусладкое шампанское…
Родственники не сдавались, противостояние становилось всё более непримиримым, и достигло таки своего апогея. Молодость проиграла – юного ниспровергателя семейных традиций поместили в психиатрическую клинику. Семнадцати лет от роду. Согласитесь, не самое простое испытание для неокрепшей психике. Паоло дважды побывает в «доме скорби», пройдя изнурительные курсы лечения, вплоть до «воспитания» электрошоком. В самую пору наложить на себя руки, что он несколько раз и попытался сделать. К счастью, - неудачно. Оставалось последнее средство – побег, и Коэльо аки зверь рванул на свободу…
Полуголодные, безденежные скитания на задворках чуждой ему цивилизации «взрослых», склонили юношу к мысли вернуться домой и смириться. То есть стать таким, каким и все. Вынудили. Право же, он старался очень, до тех пор, пока не увлёкся любительским театром, который в Бразилии шестидесятых годов стал прямо таки массовым явлением. Причём, не только, как проявление искусства, но и как выражение социального протеста. Театрально-бунтарская деятельность Коэльо менее чем через год привела его снова в психиатрическую клинику, откуда он, имея достаточный опыт, не раздумывая, снова сбежал.
В очередной раз безденежье прибило его изувеченный остов с изорванными парусами к родному очагу. Всё с начала. С той лишь разницей, что родня на этот раз распрощалась с последними иллюзиями по поводу того, что их родственник возьмётся за голову. И чуть не ошиблась, так как хотя юноша и продолжал заниматься театром и журналистикой, но держал свою буйную натуру более-менее в рамках приличий. Бродил в «пограничной зоне» между добропорядочными гражданами и отребьем. Так бы и дожил до старости, да видать не судьба.
Начало нового десятилетия – семидесятых – Паоло ознаменовал путешествиями. Перу, Мексика, Боливия, Чили, Европа, Северная Африка… Два года скитаний сыграли свою роль в становлении Коэльо, и вернувшись в Бразилию он занялся обретением личного благополучия путём расширения сознания. Для начала он создал так называемое «Альтернативное общество», вся альтернативность которого заключалась в исповедовании «учения» Алистера Кроули - личности спорной, равно, как и извращённой – с примесями анархизма. Для новоявленной общины был придуман и «стильный» слоган, заимствованный у сатанистов – «Делай, что хочешь!». В свободное от «просветительской» деятельности время, молодой пророк удачно вписался в музыкальную составляющую молодёжного движения хиппи местного разлива, пописывая стихи для известной бразильской рок-группы. Неожиданно это занятие принесло ему большущие деньжищи и дальнейшие возможности в изысканиях по расширению сознания. В основном, за счёт наркотиков… И понеслось!
И сгинул бы он бесследно в амфетаминовых рощах и тамариндовых полях, если бы не военная хунта. Бразильские военные, которые пришли к власти в результате переворота в 1964 году, узрели в суетливом бытие молодого поэта подрывную деятельность, угрожавшую государственному благополучию. Оно и понятно: страшно представить состояние общества, в котором все поголовно расширяют сознание. А ведь именно к этому призывал Паоло, за что ходил в любимцах у местных наркобаронов. Бразильский вариант повзрослевшего мальчиша-плохиша. Одним словом, военным надоело, они заключили под стражу всех членов «Альтернативного общества», и принялись приводить сознание «клиентов» в исходное состояние.
А поскольку избытка медикаментов в стране не наблюдалось, то «инакомыслящих» просто-напросто пытали. Коэльо не выдержал первый и во время одного из допросов, предварительно исцарапав до крови лицо, заявил, что имеет приводы в психбольницу. Военные вняли мольбам, пробили по базе, и отпустили – чего зазря мучить сумасшедшего! Но предупредили: ещё раз попадёшься – живым не выйдешь. Коэльо внял «дружескому» совету. Что касается его друзей… Да Бог с ними, с лузерами! Сгинули они в застенках, в отличие от своего предводителя, вовремя подсуетившегося! Обычная история (не путать с «обыкновенной» Гончарова)…
Ну, а дальше всё согласно учебнику для начинающего лже-пророка. Таинственная встреча с «учителем», прозрение, длинная – в восемьсот километров – дорога паломников, первая книга со странным для истового христианина названием «Дневник Мага» и всемирная слава. Скукотище, одним словом. Дальнейшая жизнь Коэльо представляет интерес разве что для маркетолога или, как сегодня принято говорить, фэна. Последних по всему миру – миллионы…
В ста пятидесяти странах мира было продано более восьмидесяти шести миллионов книг Паоло Коэльо, переведённых на пятьдесят шесть языков. Он получил множество литературных премий в разных странах включая Францию и Италию. Список его новелл включает «Алхимика», основанного на «Истории о двух мечтателях» Борхеса, и проданного общим тиражом более одиннадцати миллионов экземпляров, переведённых на сорок один язык мира, положившего начало фильму. Кроме того, им написано «Паломничество» (лёгшее в основу компьютерной игры, разработанной компанией Arxel Tribe), «У реки Рио-Пьедра села я и заплакала…» и «Валькирии». Его новелла «Заир», изданная в 2005 году, была запрещена в Иране с конфискацией тысячи копий, впоследствии всё-таки допущенных к печати. К сему дню список его произведений значительно увеличился.
Его произведения входили в список самых продаваемых книг не только в Бразилии, но и в Великобритании, США, Франции, Германии, Канаде, Италии, Израиле, Финляндии и Греции. «Алхимик» до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и упомянут в Книге рекордов Гиннесса. Коэльо является автором самых продаваемых книг на португальском языке, он заработал миллионы долларов только на заказах на новые произведения, не говоря уже о написанных…
Но несмотря на успех, большинство критиков всё ещё считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты и напоминают книги из серии «помоги себе сам». Некоторые из них также называют его работы «коммерческими» и ориентированными на рынок. Его избрание в Литературную Академию Бразилии оспаривается многими бразильцами.
Наверное, так и должно быть. Гусиная важность размышлений бразильца, его необычайная серьёзность не может не вызвать у искушённого читателя улыбку. Ни одной шутки, ни одной улыбки, ни одной остроты. Ни артистизма, ни игры ума, ни тени жонглирования. И это правильно, ибо дешёвая, продаваемая вразнос мистика просто обязана сохранять на физиономии вечно суровую мину тайного знания, иначе ее никто не купит…

PS
Поставив последнюю точку в статье, я дал прочитать её, залетевшей на огонёк белокрылой бабочке – большой любительнице творчества Коэльо. Она сосредоточено морщила лоб, что-то шептала про себя, по-детски шевеля пухлыми губами, потом оторвалась от компьютера и спросила: «Так и не разобралась, тебе Коэлье нравится или нет?». Я промолчал, а когда она улетела в ночь на такси, сел писать письмо одному полковнику…

вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"