Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
***
СТАТЬИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА
"ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ" 
Давненько я не брал в руки шашек… А потому начну с анекдота. Бородатого, но с выбритыми подмышками. Аки у древнеегипетского жреца перед мистерией (только им до нашей с вами эры разрешалось удалять волосы со всей территории своего тела). Эдакий вариант прелюдии. Пусть маргинальной – но многие ли из нас доподлинно в курсе истинного значения этого прилагательного? Надеюсь, что нет. Анекдот, одним словом.
Изобретатель автомобиля Порше умирает и предстает на небе перед святым апостолом Петром, который ему и говорит:
- Фердинанд Порше, за твои большие заслуги в автомобилестроении я выполню любое твое желание.
Тот думает и отвечает:
- Разреши мне побеседовать с Господом.
Апостол Петр кивает, приводит его в Тронный зал и представляет Богу.
Порше спрашивает его:
- Великий Боже, о чем ты думал, когда создавал женщину?
- Что ты имеешь в виду? - недоумевает Господь.
- Видишь ли, - отвечает Порше, - твое изобретение изобилует ошибками.
Смотри сам:
1. Аэродинамика лицевой части оставляет желать лучшего.
2. Уровень шума непомерно высок.
3. Она от пяти до шести дней в месяц требует перерывов в эксплуатации.
4. Задняя часть подвешена слишком свободно.
5. Ей следует постоянно обновлять стиль.
6. Выхлопная труба слишком близка к заправочному вентилю.
7. Прожектора часто слишком велики.
8. Амортизационные расходы непомерно высоки.
9. Расходы на ремонт несравнимы с выгодами последующего использования.
Господь думает и отвечает:
- Фердинанд, очень может быть, что все это так, но согласно статистике больше мужчин использует мое изобретение, а не твое.
Ну, а теперь, собственно, статья. Из еженедельника «Деловые люди», которая, уж недели три как, обрела новый формат. Ничего, так. Довольно симпатично. Теперь же, к делу.

ПРИДВОРНЫЙ ИНЖЕНЕР ГИТЛЕРА.


Удивительным образом судьба сводила этого тщедушного сутуловатого человека с сильными мира сего. Личный шофёр эрцгерцога Австро-Венгрии Франца-Фердинанда. Удачливый гонщик, которому в рот заглядывал совсем ещё юный механик Иосип Броз, будущий маршал Тито. Придворный инженер фюрера, которого, не будучи немцем, предпочитал называть «господин Гитлер» - и тот (единственному из окружения) прощал пренебрежение к добровольно-принудительному обращению «мой фюрер». «Крёстный отец» уникальной модели «фольксфаген»-«жук», отточивший мастерство в конструкторских бюро по созданию танков для вермахта…
Ещё один, весьма неординарный факт: в своё время Фердинанд Порше едва не был завербован большевистской Россией. Кто знает, насколько серьёзные коррективы были бы внесены в ход мировой истории, если бы будущий изобретатель «Тигра» принял предложение стать генеральным конструктором Советского Союза по автомобилям, танкам и моторам…

Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в маленькой богемской деревушке, в то время на территории Австро-Венгерской империи. Кстати, его фамилия, вероятнее всего, происходит от славянского имени Борислав.
Звезда инженера Порше взошла на сломе девятнадцатого и двадцатого веков, когда в рамках австрийской экспозиции на Всемирной выставке в Париже был представлен автомобиль с первой в истории гибридной силовой установкой с незамысловатым названием Порше. Бензиновый двигатель приводил в действие генератор тока, а колеса вращались электромоторами. Примерно так работает современная малолитражка Тойота, признанная в 2003-м автомобилем года в США.
С первым успехом на ниве конструирования автомобилей инженера поздравил лично эрцгерцог Австро-Венгрии Франц-Фердинанд. Это нетрудно было устроить - эрцгерцог разъезжал на одном из гибридомобилей, придуманных Порше, а сам инженер, в ту пору военнообязанный, служил его персональным шофером. Вскоре, как известно, босса застрелили в Сараево, из-за чего была развязана Первая мировая война.
В мирное время состоявшийся инженер-практик, пройдя путь до технического директора Даймлер Бенц, а затем основавшего независимую конструкторскую практику, не только проектирует автомобили, но и лихо пилотирует их. В гонках, коих в то время проводилось великое множество, механик у пилота Порше - юный хорват Иосип Броз, будущий президент Югославии маршал Тито.
Наконец в мае 1934 года в одном из берлинских отелей судьба сведет Порше с Адольфом Гитлером. Двое австрийцев будут долго и оживленно обсуждать проект немецкого народного автомобиля – знаменитого «фольксвагена». Один за другим суетливое перо рейхсканцлера рождало эскизы машины. Инженер терпеливо внимал. Он чувствовал, что стоит у истоков грандиозного проекта, на фоне которого все его прежние достижения просто померкнут. После этой аудиенции Порше сделался своего рода инженерным альтер эго фюрера. Никакой другой выдающийся конструктор не удостоились подобной чести. Привязанность Гитлера к Порше не смогли поколебать ни хитрые интриги ненавидевшего австрийского выскочку танкового лобби, ни явные провалы нескольких проектов танков.
Но за пять лет до берлинской встречи, всё могло случиться несколько иначе. Тогда, в 1929-м, заказов у Порше, прямо скажем, было негусто - в Европу из-за океана докатились отголоски биржевого кризиса. Тогда-то на горизонте и появились русские, предложившие посетить первое в мире государство трудящихся и сулившие золотые горы…
Для Порше не было тайной, что между Германией и красными ведутся тайные военно-технические шашни. После поражения в Первой мировой немцам запрещалось разрабатывать, выпускать и ввозить военную технику – аэропланы, подводные лодки, пушки, танки. Договор был унизительный. Не лучшим образом чувствовала себя большевистская Россия, повергнутая в пучину Гражданской войны, окруженная стеной изоляции. Западный мир сам бросил париев Европы, как метко назвал обе страны британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж, в объятия друг друга.
Сначала нашли общий язык министры иностранных дел стран-изгоев – шуму было на весь мир! – а после в обстановке строжайшей тайны между собой договорились германские и советские военные. И началось сотрудничество, достойное пера Александра Дюма.
На испытания в далекую Россию увезли первый спроектированный Порше танк. Во всех документах этот монстр фигурировал как «Большой трактор». Секретность была абсолютная. Ещё бы! «Трактор» увезли в Казань, где под невинной вывеской курсов Осовиахима действовала германо-советская танковая школа. Еще одна – авиационная – работала в Липецке, и еще две – авиахимические – под Саратовом и Москвой.
Обе стороны прекрасно понимали, какую тонкую игру затеяли, – ведь в той же Казани отрабатывалась тактика танковых подразделений, которую в скором времени немцы с таким успехом применят против СССР. Пока же будущие противники обучались бок о бок, знакомили друг друга с техническими достижениями. Во избежание международных эксцессов немецкие офицеры-курсанты предварительно увольнялись из рядов рейхсвера. А чтобы не возникало кривотолков среди граждан СССР, курсантов обрядили в советские гимнастерки. Правда, без знаков отличия.
В 1932 году германо-советское сотрудничество достигло пика. Масштабы его поражают и сегодня. Боеприпасы (в том числе и начиненные боевыми отравляющими веществами), пушки, подводные лодки, самолеты, различные двигатели, тягачи, танки. В этот самый год Фердинанд Порше совершил вояж (в императорском вагоне, кстати) по СССР. Ему показали самые секретные заводы и конструкторские бюро, после чего предложили стать генеральным конструктором страны по автомобилям, танкам и моторам.
Инженера поразил размах первых пятилеток и тот размах, с которым его принимали. Но от лестного предложения он все же решил отказаться. В первую очередь его насторожило условие нанимателя перевести из Штутгарта в СССР все конструкторское бюро и семью. Это означало неизбежную изоляцию от привычной среды, в которой он сформировался как конструктор и как личность. Во-вторых, от него вряд ли укрылось, в каких условиях трудились советские инженеры.
Порше вернулся в Германию, где его сразу же вызвали в гестапо и настоятельно попросили составить подробный отчет об увиденном в России. Но в нём взыграла гордость старого инженера, и он не сообщил практически ничего. Но пронесло – отношение фюрера к инженеру были хорошо известны. К слову сказать, с началом Второй мировой войны Порше присвоили звание унтерштурмбанфюрера СС, но выглядело это уж совсем опереточно. И, скорее всего, сделано было с единственной целью – чтобы инженерный гений мог получать приличный паек…
После поражения фашистской Германии во Второй мировой войне у Порше уже никто не спрашивал, хочет он работать на кого-то или нет. Избежав в 1932 году угрозы подневольного труда в СССР, теперь инженер попал во французское закрытое КБ. Его заставили доводить до ума заднемоторную малолитражку Рено - конкурента Фольксваген, главного детища жизни Фердинанда Порше.
К слову сказать, именно завод Фольксваген стал настоящей движущей силой новой Германии. А от разграбления его союзниками спас Порше, спрятав наиболее ценную документацию в тайниках и грамотно рассортировав оставшуюся. Победители легко попались на удочку, оставив завод в покое, как бесперспективный проект.
Согласно легенде, Фердинанд Порше поклялся, что после освобождения из французской тюрьмы, снимет шляпу пред первым же встречным «фольксвагеном». Поднимать шляпу пришлось часто: в 1951 году его машину, прозванную «жуком», выпускали уже многотысячными тиражами.
Умер Фердинанд Порше 30 января 1951 года. Его дело продолжили сын, тоже Фердинанд, и дочь Луиза. 30 мая 1948 года Фердинанд Порше - второй основал новую автомобильную компанию имени великого отца. Одного из своих сыновей Луиза тоже назовет Фердинандом, и он станет главой крупнейшего в Европе автомобильного концерна Фольксваген.
вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"