Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
«МЕРТВАЯ» ПЕТЛЯ.
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
Настоятельно не рекомендую читать эту статью тем, кто регулярно не ведет личный дневник на протяжении, как минимум, десяти лет! Во избежание разочарования и впадения в уныние. Кстати, очень легко проверить, сколько наших горожан занимаются этим, казалось бы, бесполезным делом. А дело, как выяснилось, не такое уж бесполезное! Блоги в Интернете – не в счет. Заинтриговал? Тогда получайте: шесть путей вашей судьбы по теории прикладного физика-пенсионера Виктора Францовича Б, в самой любознательной рубрике «Профили».

Свою фамилию Виктор Францович просит не называть по многолетней привычке: как и многие другие физики, работавшие в советское время на оборонку, он был засекречен. Жил в городе, у которого не было название – лишь почтовый ящик. Работал в лаборатории над созданием эффекта «невидимки» для АПЛ. Говорит, что успешно. Своим вкладом в создании «шапки-невидимки» наших ракетоносцев доволен. Имеет правительственные награды, получает весьма хорошую пенсию. Но и дома, в своем кабинете, он не перестает разрабатывать новые безумные (с его слов!) теории. В Севастополь приехал навестить внуков. Меня ему порекомендовал его давний друг. Теперь уже не знаю: радоваться мне, или купить мыло и веревку ( в смысле помыть руки и полезть в гору).

- Виктор Францович, имейте в виду, что у меня весьма скромные знания в области фундаментальной физики. К тому же, не все мои читатели выдвигались в лауреаты Нобелевской премии, так что, по возможности, без профессионального ненорматива! Ну, как в школе для умственно-отсталых детей.

Смеется. Мне не смешно: выглядеть профаном в ваших и в своих глазах резона нет. Похоже, что сейчас начнется утихший в 60-е спор «физиков и лириков». Понятно, что «физик» - не я!

- Попробую, хотя, тема, на удивление, понятна любому. Вы верите в судьбу?
- После того, как в школе прочел «Фаталиста» Лермонтова – да. А после его дуэли с Мартыновым я и сам стал фаталистом. Так получилось, я не специально.
- Отлично! Каждый человек однажды начинает верить в судьбу, предназначение, промысел, рок… Зачастую, слишком поздно. В том смысле, что ничего уже нельзя изменить – ставки сделаны, ставок больше нет. Первым делом я задумался, сколько векторов судьбы существует по статистике. За основу взял биографии людей, опубликованных на сайте «Википедия» - их там тысячи! Обработал данные – это легко с помощью компьютера, - и выяснил: у каждого из нас всего… шесть векторов, шесть путей! А какой путь изберет человек, зависит только от него! Мы делаем выбор каждую секунду, верно?

Боясь провокации, киваю, хотя предчувствия уже нехорошие.

- У вас был выбор перед встречей со мной? Имею в виду: поговорить со мной или с другим, более приятным собеседником?! Наверняка, был. Но вы сделали именно этот шаг. И этот процесс выбора происходит ежесекундно.
- «Сад расходящихся тропок»?
- Вот именно! Сделав выбор, вы тут же оказываетесь перед следующим, и так – до конца жизни.
- Но ведь можно чокнуться, постоянно думая о векторе своего движения! Есть в жизни и более приятные вещи, о которых хочется думать.
- Верно, поэтому мы и делаем каждый следующий шаг неосознанно, интуитивно. Представьте, если бы каждую секунду вы должны были думать о своей сердечной систоле, каждые четыре секунды – о вдохе-выдохе, каждые семь секунд – о закрытии-открытии век, каждые десять – о сглатывании слюны, каждые… А что это вы на меня так смотрите?! Да, я немного изучал физиологию. Если бы наш мозг занимался только контролем над функцией органов и процессов, жизнь превратилась бы в кошмар. Но природа – умничка! - разделила мыслительные и контролирующие процессы, благодаря ей, я имею честь сейчас разговаривать с вами. То же самое происходит и с ежесекундным выбором вектора движения. За исключением глобальных, судьбообразующих шагов: вступление в комсомол, решение о женитьбе или замужестве, покупка автомобиля или авиабилета, выбор профессии. Мы вынуждены делать выбор достаточно часто, почти каждый день, а от этого шага зависит, по какому пути мы пойдем дальше. Пока понятно?
- Я не понял, при чем тут комсомол? С авиабилетом после Смоленска и с покупкой автомобиля после сводок ГАИ более-менее понятно, а вот…
- Помните, когда вы вступали в комсомол, вам партийный вожак говорил, что вы совершаете очень ответственный шаг в своей жизни. Говорил?
- Нет, но классная ехидно прошипела, что билет у меня надолго не задержится – как накаркала!
- И все равно это – важный шаг. Про авто и авиабилет вы все поняли. Ну а теперь, так сказать, - либретто моей теории «6 векторов и возможности осмысленного управления их выбором». Буду излагать тезисно. На основании обработанных достоверных автобиографий, я определил шесть векторов и дал каждому понятное название. «Шахта», «Катапульта», «Десцендес», «Асцендес», «Мертвая петля», «Точка сборки». В центре этой конструкции – «Точка сборки». Это своего рода стволовая клетка, из которой исходят пять основных векторов. «Шахта» - это быстрое падение вниз…
- В смысле?
- Бессмысленная быстрообрывающаяся жизнь. Наиболее яркие примеры мы видим ежедневно: подростковая наркомания и суициды. Человек даже не осознает скорость падения, и жизнь заканчивается безрезультатно. О таких людях вскоре забывают, ведь они не успели ни в чем себя проявить или чем-то выделиться среди других. Надеюсь, вы согласны, что этот путь – не самый… эффективный. Второй вектор – «Катапульта». На этом пути человека словно выстреливает катапульта, устремляет ввысь, и он сгорает, оставив, однако, яркий след в памяти людей. При этом он не обязательно умирает, но, достигнув высшей точки, продолжает свой путь уже без прорывов, без ярких событий. Примеров множество, даже не стоит выделять кого-либо.

Мне вспоминается Артюр Рембо: до восемнадцати лет писал гениальные стихи, а потом ушел в… коммерцию. Захотел стать олигархом! Стал, но стихи куда-то исчезли, а деньги его и погубили спустя восемнадцать лет. Наглядный пример возвращания на грешную Землю после «катапультирования». Или мой любимый Модильяни… Жить в беспросветной нищете и исступленно писать бессмертные картины, не получив за них при жизни ни цента! Зато сейчас на всех аукционах они продаются за сотни миллионов! Про Моцарта даже не заикаюсь. Пока мне вроде все понятно. Судя по всему, с «Шахтой» я разминулся, а в «Катапульту» не сел. Что там остается?

- «Десцендес» - это нисходящий вектор, спираль, ведущая вниз. К сожалению, в наше время он встречается слишком часто! Спросите у бомжей на улице, кем они были в «той» жизни? Военнослужащие, учителя, врачи, инженеры, механики – кого только нет! Я проводил собственный опрос – волосы дыбом. Достаточно вспомнить Горького «На дне» - яркий литературный пример «Десцендеса».

Так, снаряды ложатся все ближе..! От сумы и от тюрьмы… Хотя, с другой стороны – «Не дай мне Бог сойти с ума. Уж лучше посох и тюрьма». Появляется слабая надежда попасть в другой круг! Робкая, но надежда.

- По вектору «Асцендес» - восходящий – следуют люди, которые рано или поздно полностью реализуются, состоятся. Они знают, чего хотят и непременно добьются своего и даже большего. Их невозможно сбить с пути, они упертые и работящие. Однако, и им не стоить забывать о «саде расходящихся тропок» - в любой момент они могут совершить неправильный шаг, принять фатальное решение, и их судьба тут же резко меняется. Наполеон перед Ватерлоо, Гитлер перед Второй мировой, Юлий Цезарь перед входом в Сенат… В мировой истории таких примеров не счесть. И все из-за того, что «асценденстельные» личности теряли бдительность и совершали роковую ошибку, моментально попадая в «Шахту». Те же, кто интуитивно чувствовал необходимость осознанного выбора перед важным решением и делал его, избегали краха и достигали неведомых высот.

Так, понятно, круг сужается. Я уж точно не «асцендентальная» личность! Раньше я хотел получить Нобелевскую, а получил грамоту от мэра за свой роман! Думал: дадут «Оскара», а они отделались дипломом от министра культуры… Список можно продолжать к вящему любопытству читателей. Когда кому-то из вас станет хреново – звоните мне, и вам тут же полегчает! Жаль, что мне некому позвонить: хреновее, чем мне не бывает ни одному челу на Земле. Так, остается два вектора… Один из них – «Мертвая петля»! Я точно невезучий: при крушении самолета над Атлантикой мне либо свистка для отпугивания акул не достанется, либо акула попадется глухая!

- А что это вы так занервничали? Я же вижу, что вы постоянно примеряете векторы на себя, да?
- А на кого мне еще их примерять? Разумеется, на себя.
- Не все так трагично: «Шахту» и «Десцендес» вы, судя по всему, обошли. В «Катапульту» не попали, насчет «Асцендеса» размышляете… Тогда приступим к «Мертвой петле» - самый непредсказуемый вектор. Я бы назвал его «бег по кругу». Человек с завидным упорством бежит или идет по беговой дорожке стадиона. Сначала ему нравится смотреть по сторонам: на трибуны, заполненные людьми, на других бегунов, на небо, на гравий под ногами, на травяное поле – все вновь и потому интересно. Но на пятом-шестом круге становится скучно – ничего не меняется. Те же зрители на трибунах, те же бегуны, тот же гравий… А он продолжает идти.
- И что?
- И все. На этой дорожке нет финишной ленты и пьедестала с медалями. Исчезают одни бегуны, на их место приходят новые. В этой гонке нет победителей! Своего рода коллайдер судьбы: микрочастица электоромагнитами гоняется по кругу до полного своего распада и исчезновения. Вы ведете дневник?
- Да, а откуда вы?..
- Да так, спросил наобум. Давно?
- Очень давно.
- Придете домой – откройте записи всех лет примерно на той же дате, что и сегодня, а потом сравните их.
- Приду, сравню. Вы хотите сказать, что я… тот самый бегун?
- А это уже вам решать. Но с дневниками вам повезло больше, чем тем, у кого их нет.
- Почему?
- Запись в дневнике – это фотография описанного дня или периода. Это научный документ, подтверждающий сделанный вами шаг: правильный или неправильный. Это ваша законсервированная «Точка сборки», матрица, стволовая клетка, если угодно. Вам следует только найти ее в своих записях и…
- … И я вернусь в прошлое на много лет назад, сделаю правильный шаг и сегодня буду не журналистом, а кувейтским шейхом с личным самолетом и гаремом?!
- А вы бы этого действительно хотели?
- Самолет – нет, гарем?.. Ну хоть попробовал бы.
- Нет, ни в какое прошлое вернуться невозможно, по крайней мере, физически, но вот определить момент неправильного выбора – очень реально. Найти, определить, вспомнить с помощью дневниковых записей свое состояние, чувства, ощущения, желания… А потом «втащить» в сегодняшнюю реальность ту самую «стволовую клетку» и заставить ее развиваться в другом, нужном вам направлении. Попробуйте на досуге. Уверен, что результат вас удивит.

Я обреченно, как на эшафот, поплелся домой, открыл все свои дневники на соответствующих страницах, убедился, что я – «бегун», причем, с большим стажем, нашел сразу несколько «точек сборки», приволок их в сегодняшний день и… вспомнил фильм Тарковского «Сталкер». Там люди, пройдя тяжелые препятствия и смертельные ловушки, оказались у входа в комнату с Золотым шаром. Комната, где исполняются самые сокровенные человеческие желания! Любые! И никто из героев фильма не воспользовался чудом лишь потому, что не смог четко сформулировать свое самое сокровенное желание. Остальное додумывайте сами!

К сему, Андрей МАСЛОВ.
вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"