Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
«Александра, Александра…»
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
Александра Никифорова
Ей всего семнадцать, но она уже поступила в Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов на факультет «актерское искусство». Более того, из 26 претендентов именно ее взяли на бюджетное отделение, что в наше время, согласитесь, о многом говорит! С детства она все свободное время проводила в репетиционном зале театра им.Лавренева, где служит ее кумир (по совместительству тетя) - Виктория Шпаковская. К тому же, она… Впрочем, взгляните на фото! Знакомьтесь – Александра Никифорова в самой околотеатральной рубрике «Профили».

- По разным причинам мне очень нравится твое имя, однако, оно… Ну ты в курсе! Кому именно пришла в голову эта идея?!

- Мой дедушка всегда очень хотел сына, но у него родилась дочь (моя мама), потом он надеялся, что второй ребенок будет мальчиком, но снова дочь (моя тетя)! С отсутствием сына он к тому времени смирился и надеялся хотя бы на внука... Когда мама ждала ребенка, весь дом был уверен, что будет мальчик, поэтому у меня в детстве были голубые ползуночки, синяя коляска, машинки, мне даже имя придумали – Ярослав! В общем, все семья благоговейно ожидала наследника... И тут появляюсь я! Чтобы хоть как-то исправить положение, мама решила назвать меня в честь дедушки. Так мне досталось это красивое, мужское имя.
А вообще я очень счастлива, что родилась в этой семье, где мне с детства привили правильные идеалы, любовь к искусству, к театру.

- В какой момент жизни ты почувствовала, что сцена - твоя жизнь?

- Окончательно с выбором я определилась лет в семь, и с тех пор во мне больше не возникало никаких сомнений. А произошло это так: однажды я попала на репетицию в русский драматический театр имени Лавренева... Это было мое первое знакомство с театром и любовь с первого взгляда!

- А как родители отнеслись к этой любви?

- Очень хорошо, но, к сожалению, они долго не могли понять, что для меня это не просто увлечение, а самая настоящая жизнь. Пока я взрослела, они ждали, что я изменю свой выбор, но в конце концов смирились.

- Элементы меркантильности в выборе профессии присутствовали? Ведь сейчас талантливые яркие артисты зарабатывают не меньше бизнесменов – профессия вдруг стала очень востребованная.

- О чем вы говорите?! Разве найдется хоть один нормальный человек, отдающий свою жизнь искусству из-за денег! Человек по-настоящему служащий искусству редко бывает богат (я не говорю о всевозможных сериалах и развлекательных программах). Меня всегда раздражало понятие "киноиндустрия", оно очень четко отражает, как люди способны унижать искусство, превращая его в пошлость, обыкновенное зарабатывание денег.

- Опиши: какой ты будешь лет через 10.

- Я всегда верила и верю, что человек это то, о чем он думает. Я решительно не понимаю людей, которые не любят, не умеют мечтать. Конечно, в 17 лет кажется, что все двери перед тобой открыты... Но, если хотите знать, о чем я мечтаю, то отвечу так: хочу любить жизнь так же сильно, как сейчас и надеяться, что это взаимно!

- Артисты сильно изматывают себя, проживая на сцене или в кино чужие жизни и страсти. Откуда брать силы для своей жизни? Это я так подвожу тебя к проблеме употребления всевозможных допингов.

- Самый сильный допинг для меня это аплодисменты после успешного спектакля! Если человек услышал их хотя бы раз - все, он уже отравлен, заклеймен, это значит, что театр уже проник в него самого, и сопротивляться дальше бесполезно.
Иногда подстёгивает чувство зависти, но по-доброму. Просто смотришь на хорошую работу артистов и невольно задумываешься: "А почему я не догадалась так сделать" или "А как бы я это увидела".

- Извечный вопрос: что первично? Искусство или личная жизнь?

- Я очень завидую тем счастливчикам-артистам, которых хватает и на то, и на другое. Сейчас мне трудно говорить об этом, ведь с возрастом приоритеты меняются, но по-моему актриса должна быть готова жертвовать временем, проведенным с любимым мужчиной, ради театра, но вот собственными детьми - никогда. Как сказала одна замечательная, уже состоявшаяся актриса, и при этом мать двоих детей: "Роли уходят, а дети остаются"

- Сказано: не сотвори себе кумира! Однако, в твоей будущей профессии они непременно появятся.

- У меня есть лишь один кумир. Глядя именно на этого человека я, маленькая девочка семи лет, поняла, что хочу связать свою жизнь с театром. Это актриса театра флота Шпаковская Виктория. Её невероятная искренность каждый раз заставляет меня забывать и её имя, и фамилию – я лишь безоглядно верю и сопереживаю её героиням.

- Покидая родной город, ты не боишься ностальгии? Ведь Севастополь никого не отпускает – многие испытали это на себе!

- У каждого из нас свой Севастополь, но все мы одарены великим счастьем, если живем в этом славном городе. Я могу рассказать о "своем" Севастополе, но на это не хватит времени... Мне всегда хотелось видеть его в другом времени, отмотав несколько десятилетий назад. А ностальгия?.. Может вы сочтете меня сумасшедшей, но для меня Севастополь и Петербург очень похожи. Какой-то общий в них дух. Если бы в Севастополе был институт актерского искусства, я бы с удовольствием осталась здесь. Раз уж так вышло, что мне придется уехать, то единственный город, куда можно уехать из нашего города-героя это Петербург. Так что, я не покидаю Севастополь. Он - моё счастье, которое уже никто никогда у меня не отнимет.

- Профессиональная болезнь артиста – раздвоение личности. Не страшно?

- Страшно, но что делать! Вот после сегодняшней репетиции я еще с полчаса не могла вернутся к Саше Никифоровой, к самой себе, просто села на подоконнике и выплакала все, что не успела на сцене. Но и это до конца не помогло, нужно было еще что-то, чтобы реализовать, выплеснуть ту, чужую эмоцию. Моего ежедневника под рукой, естественно, не было, и тогда я начала петь, просто тихонько напевать хорошие песни. Конечно, со стороны я наверняка выглядела ужасно глупо, но только это вернуло меня к самой себе. Недавно я смотрела интервью с экстрасенсом (не с базарным фокусником, а с тем, кто действительно способен раздвигая границы этого мира помогать людям) и этот человек сказал, что после сеансов, очень трудно прийти в себя, трудно оправиться от того, что пережил другой человек, если ты пропустил это через себя... Так чем же актеры отличаются от экстрасенсов? Пожалуй, лишь тем, что экстрасенсы берут на себя печали и радости другого человека, пользуясь особой силой, а актер должен прийти к этому сам, угадав все в своем персонаже. Так что, очень страшно, когда забываешься и начинаешь играть уже не в стенах театра... Но ведь в каждой профессии есть своя "вредность", и эта мелочь не способна уменьшить тягу к искусству.

- А кто тебе вообще внушил, что из тебя получится великая артистка?!

- Да вовсе никто и не внушал мне подобной мысли! Я всегда старалась любить не себя в театре, а театр в себе. Я люблю его вовсе не за тем, чтобы кормить свое самолюбие, а потому, что иначе жить уже не смогу. Это огромное счастье, когда человек получает удовольствие от своей работы... А как приятна мысль о том, что за одну свою жизнь артист может прожить множество их! Вот настоящий стимул к работе, и прежде всего работе над собой. Да, искусство не должно пахнуть потом, но даже талантливый от рождения человек не станет настоящим артистом, не будь он трудолюбив и кропотлив в работе над собой.
По-моему, грош цена тому артисту, который хотя бы раз в жизни не задумывался, что играет бездарно. Не возможно что либо улучшить и исправить ошибки, если ты их не видишь или не хочешь видеть. Наверное, в театре слова бездарность и лень - синонимы.

- Знаешь, всегда спокойнее живется, когда есть некий «отходной вариант». У тебя альтернатива сцене есть?

- Да, существует альтернатива сцене и искусству вообще - смерть! В человеке все должно быть уравновешено: и наземные, низменные вопросы, и возвышенные, помогающие самореализации, чувства. Нельзя превращать свою жизнь в погоню за деньгами. Человек - существо духовное, а потому искусство необходимо каждому из нас. Вот какую его разновидность выбрать для себя - это уже личное дело каждого.
Но театр...я бы не рассматривала как подвид искусства.. Ведь в нем все: и музыка, и танец, и живопись, и - самое главное - здесь человеческая душа, которую не нужно прятать за мольбертами и нотными тетрадями, здесь душа, которую ты добровольно обнажаешь. Входя в театр, я тут же вспоминаю Чехова: "Театр - это дисциплина, театр - это железная дисциплина, театр - это армейская дисциплина". А выходя из театра после хорошего спектакля, я вспоминаю Гоголя: "Театр - эта такая кафедра, с которой можно много добра миру сказать".

- Из своего скромного опыта общения с артистами я сделал вывод: они в большинстве своем говорят не своими словами, а фрагментами из выученных и сыгранных ролей. Это я о твоих литературных пристрастиях…

- Странное наблюдение..! А мои пристрастия?.. Безусловно, Достоевский. У него все настолько глубоко психологично, что, кажется, можно всю жизнь пытаться постигать этого автора, так и не постигнув до конца. Наверное предел моих актерских мечтаний - это сыграть одну из героинь Достоевского, будь то Сонечка Мармеладова, Неточка Незванова или же Кроткая.

- Не самого простого автора ты избрала! Тогда, может ответишь: чем смысл жизни женщины принципиально отличается от мужского?

- Да наверное тем, что создавая семью, мужчине достается роль "коня". На его плечи падает забота о насущных, ежедневных вопросах. А женщина - это "всадник", её роль гораздо сложнее, именно ей предстоит охранять духовное единение семьи. Именно поэтому мы так необходимы друг другу. Ведь быть голодным и бездомным философом так же тяжело, как сытым, но бездуховным существом.
А вообще, я всегда считала, что женщина призвана на землю, чтобы сделать мужчину счастливым, а не наоборот, вот только не стоит мужчине забываться и терять уважение.
Женщине остаться без мужчины очень тяжело, но она все равно справится, а вот мужчина без женщины сразу же "опускается", потому что его духовная часть уходит вместе со "всадником", и остается только физическая.

Последний абзац даже не хочется комментировать! Вот так всегда: начали со сцены, а закончили смыслом жизни и мужчиной в облике лошади! Хотя такую точку зрения лично я слышу впервые. Да еще из уст семнадцатилетней особы женского пола с мужским именем и гламурной внешностью. Жаль, что эта талантливая особа уезжает в Питер. Что-то мне подсказывает, что надолго, если не сказать... Видимо, к слогану рубрики «Профили» - «Время жить в Севастополе» теперь надо добавлять: «…но учиться в Питере». Или сделать так, чтобы наши самые лучшие дети на Земле здесь бы и учились?..
К сему, Андрей МАСЛОВ.
вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"