Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
АНИМАТОР.
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
Сегодня, когда Севастополь превратился в одну большую съемочную площадку, трудно удивить обывателя фразой вроде: «А вы знаете, в городе снимается кино?». Даже наши замечательные дедушки и бабушки с удовольствием подрабатывают статистами в массовках столичных блокбастеров. Все логично, ведь не будем забывать, что именно Севастополь был родиной первого российского игрового полнометражного фильма. Но вот про создание мультипликации в нашем расчудесном городе лично я ничего не слыхал – значит, ее не было! А тут услышал и даже увидел, и – вот вам эксклюзивное интервью с создателем первого полнометражного (!) мультипликационного фильма о Севастополе Виталием К. в самой «анимационной» рубрике «Профили».

Нет, не подумайте, Виталий вовсе не в розыске, да и фамилия у него вполне приличная. Просто он – суеверный, и до выхода в свет своего первенца не хочет ни оваций, ни презентаций, ни интервью прессе. Со мной согласился поговорить лишь потому, что ему нравится слоган рубрики – «Время жить в Севастополе!». Виталий – патриот с большой буквы! Причем, не Крыма, а именно Севастополя, в котором родился и почти вырос. Потом, волею судеб, - мама вышла замуж за голландского бизнесмена - стал «гражданином мира». Учился в Сорбонне, потом – в Варшаве, потом – в Москве. Диплом художника компьютерной графики, с которым его взяли бы в любое престижное рекламное агентство мира… Ан - нет! Виталия вдруг потянуло на Родину, в Севастополь. С собой он привез «навороченный» компьютер, множество программ и идею – сваять анимационный фильм о сегодняшнем Севастополе через призму его не такой уж долгой, но трагичной истории. Из тех фрагментов, что я увидел, - бомба!
Живет он в однокомнатной «хрущевке», в которой же родился и провел детство. Тахта, голые стены, ископаемый кухонный стол, две табуретки – все! Остальное – компьютеры, мониторы, видеомагнитофоны. Из дома выходит лишь для того, чтобы купить немного еды, кофе, сигарет и корма для кота. Но при этом он в свои двадцать семь лет абсолютно счастлив. Каждый день, точнее, каждую ночь – работать Виталий предпочитает по ночам, а днем отсыпается, - «снимает» по три-четыре минуты экранного времени будущего мультфильма, в котором многие из нас узнают себя.

- Знаешь, сначала я хотел назвать свой проект именно так: «Время жить в Севастополе». Потом передумал, ведь это – плагиат. Теперь рабочее название звучит так: «Периметр».
- Ого! Чем-то напоминает геометрию…
- Никакой геометрии! Периметр – это изоляция от внешнего мира. Мой город всегда ассоциировался у меня именно с изоляцией. Мы – другие, иные… Будто из инкубатора. Севастопольцы не похожи ни на какую нацию, национальность, народность… Мы словно наследники Атлантиды: другой менталитет, образ мышления, поведенческие реакции. Я помню, что меня в Европе всегда отличали от русских, украинцев, белорусов и выходцев из республик бывшего Союза. И мне это импонировало. Нет, я не чувствовал себя избранным, или членом какой-то касты – это другое. Но я гордился тем, что я – севастополец! Люди, прожившие в «периметре» хотя бы несколько лет сохраняют в себе этот синдром изоляции на всю жизнь. Вспомни: сначала нас пытались изолировать от мира турки, потом - французы и англичане, потом – немцы, потом – руководство СССР, сделавшие нас закрытым городом, когда даже близкие родственники не могли попасть сюда. Нас изолировали от Крыма, напрямую подчинив Москве. Теперь переподчинили Киеву… Сколько поколений севастопольцев прожило в изоляции: это не могло пройти бесследно для потомков. «Периметр» запечатлен в генетической памяти каждого из нас. Может быть, именно в этом кроется причина самодостаточности каждого жителя, какая-то вызывающая гордость за свой город, непохожесть на какого-либо другого человека. Мне есть, с кем и с чем сравнивать..!
- Ладно, я тоже поощряю севастопольский шовинизм, но, все-таки давай поближе к анимации. Почему мультик? Это вроде как несерьезно, для детей…
- Правильно сказал: «Для детей»! В этом мире все надо делать для детей, ведь уже завтра они будут жить в этом мире по законам, которые для них оставили взрослые, но с теми поправками, которые внесут они. А правки будут зависеть от того, на каких идеалах они воспитаны, верно? И, если мультики – прямой путь к разуму ребенка, то снимать и показывать надо именно мультики. Хотя, я лично уверен, что хорошие мультфильмы на взрослых оказывают еще большее воздействие, чем сериалы или ток-шоу. Вот у тебя есть какой-то любимый мультфильм?
- Конечно. И не один… Обожаю все работы Юрия Норнштейна! Как-то в разговоре с ним я назвал его «библейским пророком для нескольких поколений»! А «Ежик в тумане» и «Песню песней» до сих пор считаю философскими шедеврами..!
- Вот видишь, взрослые не меньше детей воспринимают истинное! Только профаны считают мультики чем-то несерьезным и шуточным. На самом деле, анимация, как и карикатура или комиксы в сжатой форме передают огромный объем информации, учат различать категории добра и зла, верности и предательства… Мне не стыдно признаться, что я до сих пор рыдаю, когда смотрю мультфильм «Мама для мамонтенка». Да, представь, слезы сами катятся из глаз. Вот такой же фильм я и хотел бы снять о Севастополе и для севастопольцев. Я бы тоже хотел, чтобы зрители плакали, наблюдая за нашей трагической историей. И не только сегодня, но и через много лет!
- Насколько я осведомлен, анимация – кропотливый труд десятка людей в течение года, а то и больше…
- Уже нет. Мне очень жалко того же Норнштейна и многих других, которые работали с нарисованным изображением и утомительной покадровой съемкой. В те времена не было мощных компьютеров и программного обеспечения. Жаль… Сколько шедевров так навсегда и остались в головах создателей. Сейчас, в эпоху хай-тек, процесс визуализации идеи значительно упростился. Ты работаешь в одиночку с программами, которым задаешь вектор движения объекта внутри кадра. При этом с любой сканированной фотографии или, что еще лучше, фрагмента видео можно добиться абсолютного портретного сходства. Совсем скоро профессия киноактера станет неактуальной, ведь по сохранившимся киноархивам можно будет реанимировать любого мэтра: Чаплина, Гарбо, Раневскую, Янковского… При всем моем уважении к ним. Это – как клонирование. Так что, скорее всего, компьютерная мультипликация отправит на пенсию весь современный кинематограф.
- Надеюсь, до этого не дойдет. Мы снова отвлеклись на технические нюансы. О чем твой мультфильм и кто в нем главные герои?
- Я же говорил, что о Севастополе! Волшебная история Севы и Полины, которые научились, взявшись за руки и закрыв глаза, оказываться в любой эпохе. В этом эпизоде они оказываются в гуще Альминского сражения, в следующем – улетают на последнем самолете вместе с командующим ЧФ с мыса Херсонес или оказываются в инкерманском госпитале за несколько минут до взрыва, тут они – на линкоре «Новороссийск», а здесь – в разгар бандитских войн и попытки передела города… Они смогут проводить эскадру, отправляющуюся в Бизерту, они закроют глаза смертельно-раненому Павлу Нахимову… Они окажутся в подводной лодке «Камбала» и на крейсере «Отважный». Они смогут предотвратить пожар на вертолетоносце «Москва». Мои герои станут свидетелями реставрированных резонансных преступлений. У меня собран богатейший архив на всех людей, которые, так или иначе, оставили свой след в истории Севастополя: градоначальники, главкомы, партсекретари, мэры, «крестные отцы», депутаты, президенты… Скучно не будет ни детям, ни взрослым!
- Ну да, особенно тем, кто узнает себя! Вот они уж точно заплачут от увиденного. Покажи какой-нибудь фрагмент.

Увиденное описывать не буду во избежание разночтений в отношениях к тем или иным событиям, происходившим в нашем славном городе. Могу сказать одно: сходство персонажей мультфильма со своими прототипами просто ошеломляет! Действительно: еще немного времени, и игровое кино станет неактуальным. А еще очень впечатлила батальная сцена на Малаховом кургане - полное ощущение присутствия на месте сражения. Спецэффекеты и стереозвук лишь добавили достоверности. Даже не верилось, что все отсмотренное сотворено одним человеком! У меня остался только один вопрос: зачем?

- Виталий, а ты не боишься субъективной оценки пересказанной тобой истории? То, что фильм получится ярким и зрелищным, я уже понял. Поэтому, его будут смотреть не только в Севастополе… Не чувствуешь себя единоличным автором новейшей истории?
- Ну, во-первых, этот фильм не претендует на истину в высшей инстанции – он лишь иллюстрирует общеизвестные факты и события. Во-вторых, как и в любом мультике, сам зритель решает: где добрые силы, а где злые, где правда, а где – подлая ложь… К тому же, мои герои – Сева и Полина, которые всегда оказываются в гуще событий, сохраняют оптимизм и веру в победу справедливости, так что… хэппи-энд гарантирован. И в мультике, и в жизни!

Очень хотелось бы на это надеяться, ведь одно дело увидеть себя персонажем мультфильма, другое – жить в это замечательное время! Не хотелось бы однажды понять, что твоя жизнь – не более, чем компьютерная игра, которой руководит некий ее создатель наподобие Виталия..! А может так оно и есть?! В любом случае размышлять уже поздно, надо жить помня, что каждый твой поступок со временем может стать объектом пристального исследования «мультипликаторов». А еще не забывать, что?.. «Время жить в Севастополе»!

К сему, Андрей МАСЛОВ.
вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"