Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
... и смех, и слезы Лавренева
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
Юрий Маковский
Отсмотрев все спектакли Юрия Маковского, я обнаружил некую тенденцию к повторам однажды найденных удачных «фишек», которые неизменно вызывали живую реакцию зала. И, если в бессомненно удачной комедии положений «№13» они прижились к «материалу», то в последующих работах выглядели достаточно чужеродными. Негр с голубыми глазами! В «Дандене» я, как неискушенный зритель плохо соображал, что делать в тот или иной момент, поэтому, поглядывал на окружающих: плачут они или смеются. Они смеялись, а мне было грустно. Как в фильмах Чаплина: кто-то падает с лестницы и ломает ногу, а все надрываются от смеха. Ну а «Блоха»… То ли материала оказалось слишком много для наработанных приемов, то ли спектакль выпущен «сырым», но по количеству «провисов» я бы поставил его на первое место. Да и сама ситуация банального адюльтера – любимая тема постсоветского зрителя и, соответственно, режиссеров - выглядела как-то уныло. Нет, Маковский не тиражирует себя, но подсознательная склонность к буффонадам и эксцентричным эстрадным приемам постоянно всплывает на поверхность вне зависимости от выбранной драматургии. Мы далеки от намерения писать критический опус, однако, феномен флотского театра, ставшего вдруг кассовым, взывает к пристальному лорнетированию.

А.М.: - С появлением твоих спектаклей флотский театр стал более понятным зрителю, менее милитаристским и, конечно же, кассовым. Ты связываешь этот «ренессанс» с труппой, удачно выбранной пьесой или с режиссурой? Если можно, то на примере хита двух последних сезонов – «№13».

Ю.М.: - Театр – это коллективное творчество и нельзя выделить что-то одно. Задача режиссера – создать на репетициях атмосферу, в которой может родиться некий качественный продукт. На репетициях идиллии не было, порой было очень трудно, ведь, как ты сказал, нельзя забывать, что театр флотский. В советское время все военные театры имели вполне конкретную задачу – пропаганда патриотизма, здорового образа жизни ну и все в этом роде! К тому же обслуживание частей и кораблей делало его более похожим на агитбригаду. Сейчас же из фронтовой бригады театр превращается именно в Театр.

- При выборе материала для постановки не довлеет ли над тобой гнет политсоветов, или что там еще осталось?

- Нет, сейчас нет никакого давления, но многое зависит от вкуса руководства. К счастью, у Ксении Норманской (завлит) очень тонкое восприятие мировых театральных тенденцийи, порой, она сама находит и предлагает необычный материал.

К слову о репертуаре. На прошедшей пресс-конференции по случаю открытия 73-го сезона в театре им.Лавренева новому начальнику театра – капитану 2-го ранга Дмитрию ГУСЕВУ – был задан вопрос: будет ли он как-то контролировать репертуарную политику флотского театра? Ответ был по-военному короток: нет! Это прерогатива худсовета и режиссера. Но и крайностей в виде Де-Сада, Набокова, Шипенко и Сорокина ожидать не стоит. Театр-то флотский, а чему моряков может научить сценическая версия «Лолиты» нетрудно догадаться!

- Без излишней скромности можно утверждать, что твои постановки и зрительский ажиотаж вокруг них положили начало конкуренции между вашим театром и театром им.Луначарского, который раньше чувствовал себя недосягаемым.

- Об этом я уж точно не задумывался. Во мне сейчас такая жажда работы, накопленная за годы вынужденного простоя, – был такой период в моей жизни! – что я думаю только о том, что ставлю в данный момент, без всякой оглядки на «конкурентов». И пусть в Севастополе будет несколько театров – зритель и искусство от этого только выиграют. Зрителя не обманешь и он всегда сделает свой выбор. Если сейчас у нас аншлаги, значит, удалось достучаться до чувств и переживаний сегодняшнего зрителя.

- Твой проект «Мюзик Экс» оказался очень жизнеспособным и успешно существует, но уже без тебя. А ты уверен, что навсегда покончил со своим «коньком» – буффонада, эксцентрика, пародия?

- Мне нравится этот жанр, мне даже кажется. что в этом я кое-чего понимаю. Есть желание создать что-то в этом жанре, но для этого многое должно сойтись. Вот сейчас в труппе нашего театра появилось много талантливой молодежи, которая вполне способна показать себя в таком амплуа… Но для возникновения подобного проекта необходимо время, творческая беременность что ли…

- Ты разделяешь ошибочное, на мой взгляд, мнение, что поставить комедию для надрыва животиков легче, нежели слезоточивую драму или трагедию?

- Могу говорить только о себе: одинаково сложно поставить и хорошую комедию и трагедию! Все то, что не оставляет никого равнодушным. Касательно комедии, то сегодняшний юмор стал настолько толстый, грубый, переместился ниже пояса, на уровне пука. Такие мне не нравятся. Все же даже комедия должна быть с какой-то моралью, с проблематикой. А трагедия… конечно же, это - Шекспир! «Король Лир»!

- Тебе не приходила в голову хулиганская мысль замахнуться на все устои современного театра и поставить какую-либо «замыленную» трагедию как комедию?! Того же самого «Лира», но как фарс. Вдруг бы открылось «второе дно»? Никто же не знает, каким был «Лир» во времена «Глобуса», а вдруг тогда зритель давился от смеха?

- Может быть. Ведь поиск неожиданной формы мог бы обострить конфликт, показать все под другим углом, развернуть проблему, ощутимее прочертить ее! Поиск формы – это то, чем занят современный театр. Но, с другой стороны это очень опасная тенденция. Сейчас многие пытаются извратить первоначальный смысл, но сделать нечто живое мало кому удается, для этого нужен большой опыт. Может, у меня такого нет.
Мысленно представляю себе «Короля Лира», когда на авансцене Гонерилья, Регана и Корделия танцуют канкан в нижнем белье! А что, тоже вариант! В рамках эксцентрики. Да и Шут с Лиром – чем не повод обыграть приписываемую Шекспиру бисексуальность?! Поле непаханное! Да и как это обострило бы и без того острый конфликт между Добром и Злом. Сексапильное Зло и добродетельное Добро (простите за тафталогию!). Тут под таким углом можно все развернуть, что увидишь то, чего Шекспир не написал бы в горячечном бреду!

- Некорректный вопрос: из всех спектаклей на этой сцене есть любимчик?

- До конца меня не устраивает ни один! По зрителю сужу, что им нравится «№13». «Блоха в ухе»… Мне приятно, что в этом спектакле удалось создать ансамблевость, когда ничего не провисает и не выпирает. А для себя я бы обозначил «Дандена» Мольера. Пусть до конца он не получился, но по внутреннему вложению он мне импонирует.

- Ты сам коснулся «Одураченного»! Мне в какой-то момент показалось, что я пришел вовсе не на комедию. Не случилось ли так, что в какой-то момент ты запутался: что ставить?

- Есть три стержня, на которых держится любое представление: смех, жалость и ужас. Мольер оказался настолько глубок при всем видимом примитивизме, И, если нам с Сашей Науменко удалось заставить зрителя сначала смеяться над Данденом, а в конце выжать слезинку, то я был бы счастлив.

- Чтобы лучше понять о твоих приоритетах в сценическом искусстве, мог бы назвать своих кумиров? Кто тебя «ранил» своими откровениями?

- Конечно же, Георгий Товстоногов! Мой педагог часто водил нас на прогоны его спектаклей и я мог видеть ту атмосферу. царившую в зале! Такое не забывается! Затем, Исаак Романович Штокбан – художественный руководитель театра «Буфф». Конечно же, первый вариант «Служанок» Виктюка! Я был просто потрясен! Новая форма, совершенно отличавшаяся от всего традиционного театра. Из московских мне очень близка эстетика Марка Захарова: он всегда нов и современен. Столько лет руководить живым театром!

- Несмотря на вливание «свежей крови» в труппу театра Лавренева, чувствуешь ли ты сопротивление «старой гвардии»?

- Сопротивления никакого нет, ведь от всей «старой гвардии» в театре остались настоящие актеры. Все случайные давно поменяли профессию, ушли из театра. А Актеры всегда чувствуют атмосферу творчества и созидания. и не противятся ей, а охотно принимают правила игры. Все понимают, что нужно развиваться, быть сегодняшним, ведь, повторюсь, зрителя не обманешь ни титулами, ни званиями, ни стажем. А с появлением зрителя появился азарт, кураж, желание работать! Даже у Талаха заблестел глаз! Когда он начинал в «№13», то даже не хотел понимать, что происходит на сцене, а теперь все изменилось.

- Да, ради невинной слезы в глазу у Талаха стоило жить!

- А еще хочется двигаться, работать, ставить, узнавать что-то новое и показывать его другим!

Итак, реалии таковы:
  • театр флота стал серьезным и грозным соперников признанного фаворита севастопольской публики – театра им.Луначарского;
  • большая часть этой заслуги принадлежит Юрию Маковскому, угадавшему желания и чаяния современного зрителя; труппа театра, на треть состоящая из талантливой молодежи, поверила в собственные силы и, наконец, привыкла работать в условиях аншлага и переаншлага;
  • в любом случае, от конкуренции разных по духу и традициям театров выиграл и зритель, и репертуарная политика.

    В ближайшее время мы расскажем вам о репертуарной политике театра им.Луначарского, ведь, если я правильно понимаю закон сохранения массы и энергии, коль скоро где-то прибыло, то непременно где-то и убыло! И не вздумайте возражать!

    К сему, Андрей МАСЛОВ.
  • вернуться назад 
     
    Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
    © "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
     
    Арт-обстрел"