Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА… МАСЛОВА
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
Как говорила одна из многочисленных героиннь его романов: «Маслов, как пыль! Его стираешь из памяти, а он опять появляется». Да, он такой! За то время, что мы не виделись, произошло так много, что хватило бы на несколько лет. Оказывается, после дипломного спектакля Актерской школы «Психо Дель Арт» «Вот и все!» в апреле прошлого года (я о нем уже писала!), он умудрился за месяц поставить антрепризу «Я и Она» по собственному сценарию. В этот спектакль невесть каким способом он затащил Тараса Колядова – известного московского актера из Театра Романа Виктюка, а в пару ему – свою выпускницу – Аннуш Ситникову. Спектакль живьем я не увидела (не пригласили сиротинушку), но посмотрела на видео..! Говорят, что шуму он наделал немалого, хотя премьерные показы состоялись в Балаклавском Дворце культуры и о них мало кто был оповещен. А вот сейчас он одновременно выпускает два проекта: последний том трилогии – «Белый «LOART»» и очередной антрепризный спектакль – «12 завтраков с Мефистофелем»! Поразительная продуктивность, не правда ли?! По крайней мере, среди своих знакомых режиссеров я не встречала такого, кто за неполный год умудряется поставить и выпустить три полнокровных спектакля, не имея при этом ни денег, ни постоянной репетиционной базы, ни стационарной сцены!

Может, действительно верно утверждение, что творить можно лишь «на чердаках и в подвалах, а когда появляются неограниченные возможности, куда-то девается желание удивлять мир.

Словом, поводов для встречи предостаточно, и вот я в вымерзающем Севастополе (для Юга морозы нешуточные– до –19!), в его квартире (раздеться мне не предложили, в комнате 9 градусов!), с чашкой быстроостывающего кофе.

- Ну что, на понижение температуры ответим повышением градуса? – Смеется и достает из знаменитого бара неполную бутылку коньяку. Мы пьем, но теплее от этого не становится. – Теперь я понимаю Шостаковича в блокадном Ленинграде – в таких условиях мозги задумываются о вечных категориях, а не о сиюминутном.
- Давай по порядку? Что с проектом «Вот и все!»?
- Говорил же тебе, что я – режиссер одной премьеры! Показали, получили кайф, доставили душевный дискомфорт зрителю – вот и все! Мне кажется, что все истинное и искреннее не должно выходить в тираж. Спектакль – это бабочка-однодневка и в этом его прелесть. Зато осталась приличная телеверсия.
- Да, я уже посмотрела, Тарас дал. Кстати, как у тебя получилось переманивать актеров у самого Мэтра? Не верю, что большими гонорарами! Чем же тога?
- Да никого я не переманивал, просто надоело в течение 12 лет просто пить с Тарасом и умно разговаривать о Театре. Больше всего в жизни не люблю это чисто-московский «протокол о намерениях: посидели, потрепались, попили и разошлись, а на следующий день никто не помнит, что они собирались сотворить.
- И тогда ты?..
- И тогда я выслал Тарасу пьесу, написанную года четыре назад. Просто наугад вытащил из стола первую попавшуюся. Прикинул: дуэт, никаких декораций, минимум костюмов и реквизита – все на актерской игре и всевозможных психоделических примочках. Затраты минимальные. Тарас прочел и «запал», тем более, что в августе у них в театре начинался отпуск. Вот Оно и приехало… Начали репетировать и как-то пошло само собой, я не виноват.
- Ты же хотел на женскую роль пригласить свою любимицу Московскую, что произошло?
- Девочка, к счастью для себя, избрала другой путь, вне театра и искусства. И правильно сделала, нечего жизнь калечить, тем более, у нее такая нестабильная психика.
- И тогда ты по принципу естественного отбора пригласил?..
- Аннуш Ситникову. О чем не жалею, потому что роль абсолютно нее.
- Где вы репетировали?
- Здесь, под открытым небом в Херсонесе при луне – очень романтично! Потом где придется: танцевальный зал, квартиры, подвалы. На сцену вышли за несколько дней до премьеры.
- Ты врешь?
- Спроси у Тараса.
- А что это за кровавая история и огромный шрам на правой руке у Тараса? Мне он как-то нечленораздельно объяснил, дескать, надо было для вхождения в образ!
- Ага, ты его слушай больше, он тебе еще и шрам от аппендицита объяснит биографией роли. Тарас любит наш крымский портвейн, однако, плохо знает физику: если пробка не лезет в бутылку, значит, там создалось высокое давление и бутылка в любой момент может треснуть, о чем, кстати, я несколько раз ему сообщил, но Оно же упертое, взяло палку вместо штопора и стало колотить донышком о скамейку! Произошло то, что должно было произойти: вместо портвейна - резаная рана предплечья в два ночи, фонтан крови и падающий в обморок Тарас! Хорошо, что рядом был еще и наш друг – Жулио: вдвоем мы его эвакуировали ко мне домой и…
- И ты вспомнил первую профессию?
- А у меня был выбор? В травмпункте ему бы наложили швы толщиной с бельевую веревку, а так… американская атравматика и косметический шов. Точнее, двенадцать швов! Рана зажила «первичным натяжением», впрочем, тебе это ни о чем не говорит.
- Да, порезвились мальчики. Вы и в Москве с ним не могли гулять без приключений!
- Не мы, а он.
- Ну, хорошо, от косметической хирургии давай вернемся на сцену. Как прошла премьера и твои собственные ощущения?
- Тарас – потрясный актер, в этом я никогда не сомневался. Иначе бы он не служил в театре на Таганке, у Аллы Сигаловой, у Романа Виктюка. Пришлось, конечно, попотеть, чтобы выколотить из него штампы, но это – общая болезнь опытных актеров! Гораздо легче работать с «чистым листом» – Аннуш. Тем более, я ее хорошо узнал еще в Актерской школе. Она очень разноплановая: умеет быть и героиней и характерной и дурнушкой. Конечно, была опасность, что на сцене она потеряется и Тарас ее «сделает», но… обошлось. Все зрители и критики в один голос заявили, что работали они на равных. Так что, Аннуш – талантливая барышня с большим будущим. Правда, без башни, но это возрастное.
- Я слышала такое мнение, что пьеса – достаточно автобиографична, и что «Маслов из зала любовался собой в исполнении Колядова», нет?
- Я думаю, что пьеса о всех мужчинах, кому за Чо! Феномен «кризиса возраста». Наверное, раз я это написал, то имел перед собой образ именно себя, но эти переживания, поверь, очень характерны для мужчин моего возраста: дети выросли и не нуждаются в тебе, твоя женщина при ближайшем рассмотрении оказывается пошлой мещанкой, побед особенно никаких, а впереди... Все знают, что маячит впереди, оттого и наступают затяжные депресняки, запои, загулы и всякая другая фигня. У Обломова, помнишь: «А жить-то когда? Когда жить?» Переоценка ценностей, заниженная самооценка, сексуальные расстройства, полная бесперспективность, утеря друзей… Если это только про меня, я не против, но, увидев после спектакля глаза своих сверстников, понял, что попал в точку

Мне кажется, что этот кризис возраста характерен не только для мужчин, но и для женщин – пора разводов. А вместо прежнего мужчины может никто и не появиться, и тогда наступает Великая Депрессия, а вслед за ней верной собачонкой бежит стервозность, безжалостная и лютая, когда женщина делает больно всем и себе, в первую очередь! Да и по статистике, именно в этом возрасте мужчины пачками начинают уходить из жизни: добровольно и не очень.

- И какая судьба у этого спектакля?
- Несколько удачных премьер и… все! Тарас уехал в Москву , вместо него вводить я уже никого не хотел, так что… Тем более, я это уже увидел, и Тот увидел. «И увидел Тот, что это хорошо»! А тут набор в Школу, новый проект, которым я загорелся. Ведь новое всегда интереснее старого, да?
- Ты меня провоцируешь, чтобы я высказала свое мнение? Что нельзя на пол-дороги бросать удачный проект, за ним надо следить, окучивать, удобрять, защищать. Это же как ребенок, которого ты бросил!
- Не совсем так. Котенка бросили в воду…
- …Выплывет – будет счастливым, не выплывет – такая участь? Я это уже много от тебя слышала. «Скромность – путь к забвению» – ты говорил. Хорошо, давай о «Завтраках». Тоже твоя пьеса?
- О, нет! Я бы так гениально не написал! Мне скачали его из «нета» и дали прочесть. Не тронуло. Сначала, а потом перечитал и… осенило: знаю, в каком контексте надо ставить! Представляешь, Мефистофель является на Землю не для шабаша, не для бала с Маргаритой, даже не для пакостей – нет! Он – большой гурман и явился, чтобы вкусно и сытно пожрать! Ведь там пищи нет. Имею в виду земную. А его от этого приятного занятия отвлекают женщины. Их подкупает в нем его возраст, интеллект, знания и, конечно же, инфернальность! Нет, не нарочитая, а скрытая, которую они чувствуют одним местом.
- Естественно, жопой?!
- Нет, представь, маткой!
- О, узнаю Маслова! Знакомые мелодии.
- Но не это главное. Мефисто, перевидавший (и перепробовавший) миллионы правнучек Евы, знающий, чем заканчиваются все любовные истории, видевший разбитые судьбы, измены, боль, ненависть, суициды, месть… влюбляется, как школьник! Он, хохотавший над глупостью влюбленных мужчин и коварством женщин, из-за которых переворачивался мир и стирались с лица земли страны и народы, до беспамятства влюбился в обыкновенную земную смазливую дурнушку. И был дважды обманут, как последний рогатый идиот: она, не таясь, уходит от него к… другой женщине, а в финале и вовсе выясняется, что она – не совсем женщина! Представляешь ярость и безумие взбешенного и подло обманутого Мефистофеля?! От этого можно сойти с ума, что он и делает. В пьесе этого нет, там все очень гладко, келейно, по-семейному, но я увидел, что под другим углом спектакль может оказаться не сентиментальной легкой драмой, а кровавой шекспировской трагедией! Это меня и зацепило.
- Кстати, кто автор пьесы?
- Не смейся – женщина!!! Только женщина могла написать такие обкуренные, с первого взгляда, диалоги на своем непонятном (или зашифрованном?) «птичьем языке». Долгое время я вообще не знал имя автора, потом мне нашли ее – Юлия Сафонова (если сведения верны). А когда я узнал, что она же пишет еще и тексты для «Ночных снайперов», то я попросту в нее влюбился!
- Ну да, ты же у нас славишься своей влюбчивостью. Теперь расскажи об актерах, опять «звезда»?
- Уверен, что да. Только пока безымянная, неизвестная. Это выпускник моей школы - Василий Папян…
- Судя по фамилии… - Да, армянин, но с внешностью лермонтовского Демона! Даже не с внешностью, а с внутренней энергетикой. Кода на репетициях он входит в раж, даже мне становится не по себе, ведь он – настоящий! У него даже меняются обычные мимика, жесты, походка, тембр голоса, цвет глаз..! Это абсолютно его роль и, самое главное, что он это чувствует. Вот 16 февраля мы и вынесем все это на публику. Уже сейчас предвижу реакцию зала.

Смеется каким-то демоническим смехом, наливает коньяк и смотрит в одну точку.
Выражение глаз такое, будто он видит Нечто и Там.

- Он что, один на сцене?
- Что? А, нет, у него двенадцать партнерш, играющих одну и ту же героиню в разные периоды их знакомства и в разных психических состояниях.
- Оригинальничаешь?
- Нет, хотел воплотить на сцене свою давнюю идею, что, на самом деле Женщина одна-единственная на Земле, а великое их множество – лишь отражение в зеркалах. И мужчина всякий раз видит рядом с собой ту женщину, которую хочет в этот момент!
- Н-да, такого я уж точно не припомню. У них с психикой все нормально?
- Более чем. Они уже подготовлены. Все актрисы – мои ученицы и за них я спокоен. Хотя шоковых эпизодов предостаточно, но мы репетируем это со смехом, без экзальтации. К примеру, все та же Аннуш, раскачивается над сценой на веревке, привязанной к ее ноге, при этом еще очень профессионально исполняет партию вокалиса! Круто?
- Налей мне коньяку!

Я живо представила себе эту картину, и мне стало не по себе. А, может, Маслов и вправду одержим паранойей, раз ему в голову постоянно приходят такие сюжеты. В любом случае, инфернальности в нем ничуть не меньше, чем в его герое!

- Стесняюсь спросить: сколько, на твой взгляд, пройдет премьерных показов? Один, два?..
- Об этом я никогда не думаю. В этом смысле я – фаталист: случится лишь то, что должно случиться и не стоит тратить жизненные силы на борьбу с Провидением. А лучше браться за что-то новое. Но мы репетируем на двух языках: русский и французский - весной во Франции проходят традиционные фестивали франкофонных студенческих театров, так что… Лучше не загадывать. Хотите рассмешить Того, расскажите ему о своих планах!
- Слушай, давно хотела спросить: тебе не бывает страшно, когда берешься за «нехорошие» темы? Если не за себя, так за актеров, за близких?
- Синдром постановки булгаковского «Мастера»? В этом смысле - нет. Я всегда спрашиваю у Того: если он не против, то я работаю. Это же не занятие черной магией, а попытка из частности вывести общее. Спектакль, как ни парадоксально, о любви! Он любит Ее, она – другую, а другая вообще никого не любит! Разве тебе не знакомы такие многоугольники. А еще о том, что женщина не совращает мужчину, она выполняет его тайное желание быть совращенным женщиной! Так что, спектакль и женщин не оставит равнодушными.

Признаться, я об этом не думала, но что-то в этом есть от истины! «Женщина не совращает мужчину, она выполняет его тайное желание быть совращенным женщиной!» У Маслова вообще, иногда срываются такие фразочки, от которых потом долго колотит. Коньяк сейчас очень кстати.

- А с телевидением у тебя что случилось? У тебя же весь год была авторская околотеатральная программа «Волшебный фонарь», где она сейчас? Тем более, что ты и меня приглашал в ней сняться.
- С ТВ я временно завязал. А, может, навсегда. Хотя, «никогда не говори «никогда»»! Да, программа действительно была эксклюзивная и рейтинговая, к тому же еженедельная, но отжирала практически все время: с утра до вечера (иногда до ночи!), с понедельника по понедельник. Все это время я пытался объективно рассказать и показать работы других режиссеров, актеров, художников, операторов, танцовщиков, музыкантов, поэтов, писателей и прочая. Однажды понял: надо делать что-то свое, а не распыляться на несколько параллельных проектов. В споре между ТВ и Театром с большим перевесом победил Театр! Это причина, которая вызревала давно. А повод… неадекватная зарплата. Меньше средней пенсии и прожиточного уровня! Но, повторюсь, телевидение – это наркотик, который никогда надолго не отпускает, так что…
- Так, у меня сейчас пленка кончится! О чем мы еще не поговорили? Чего ты еще натворил за эти пол-года, колись?
- Так, так… Не знаю, что тебе интересно? Разработал принципиально новую актерскую концепцию «Глубокое погружение»! Попробовал на своих – о…л! Она вообще разрушает все известные театральные теории и методы работы над ролью. А, оказывается, над ней не надо работать – заставь роль работать на себя. Это, как пассивное обучение во сне. Но об этом коротко не расскажешь. Что еще? А, на выходе из типографии «Белый «LOART»»!
- Это пятый по счету твой роман?
- Пятый вышедший том, а вообще, это завершение трилогии «LOART». Самое начало безумной истории.
- И здесь Маслов есть Маслов! А нельзя было написать, как все люди, от начала к концу?
- Нет, потому что я понял: человеческие взаимоотношения, жизнь вообще, они не подвержены влиянию хронологии. Они вне времени и пространств. Это и есть Пятое измерение – переживания человека! В момент наивысших человеческих переживаний (безумная любовь, ненависть, страдания) время останавливается или закольцовывается. Отсюда идея задом-наперед. Кто читал, знает, о чем это я!
- Сделаю тебе комплимент: все книги, которые ты мне подарил, я больше в глаза не видела – их до дыр зачитывают мои друзья, как раньше зачитывали Самиздат! Кстати, мнения диаметрально противоположные, но равнодушных нет! В «Белом «Лоарте»» опять многострадальная Ло? Когда ты уже перестанешь над ней куражиться?
- Я проверяю свою героиню на прочность, как Тот ежедневно проверяет на прочность меня!
- Получается, что мстишь безответной девушке?!
- Нет, я истязаю в равной степени и своих героев и себя! Мы вместе проходим через все круги и держимся за руки – не так страшно!
- Знаешь, мне очень нравятся твои эпиграфы к главам и «психоделические» врезки. В этом томе каков лейтмотив, учитывая то, что он – «Белый»?
- Совсем недавно я слегка изменил эпиграф к предыдущему роману – получилось очень страшно.
- А у тебя, мол, бывает иначе! Как он звучит?
- «Любовь убивают все, непохожие на Нее»! А еще, в этом томе появятся принципиально новые «врезки» – «Из ненаписанного дневника Ло»! Получается, что одно и то же событие оценивается с двух сторон. Ты не представляешь, как это легко и в кайф описывать мысли и мотивировки Женщины! Более приятного занятия я не встречал! Не надо ничего логически выстраивать, мотивировать, оправдывать – сел в лодку без весел и поплыл… против течения! Офигеть!
- Да, Маслов, психоанализ по тебе плачет! Нелегко тебе с такими-то мыслями жить?!
- Я не жалуюсь, да и зашел уже слишком далеко, чтобы что-то менять или исправлять в этой жизни. Я давно уже купил билет в один конец, и пока мне нравится дорога, соседи по купе и ландшафты за окном
- И еще у меня постоянно спрашивают, «где купить Маслова»? Где?
- Меня совсем недавно надоумили на своем сайте открыть рубрику «Книга-почтой», как в совковые годы, и высылать желающим любой из пяти томов. Сейчас мой веб-дизайнер пыхтит над созданием этой рубрики.
- Ты не стремишься однажды проснуться «богатым и знаменитым»? Ведь все идет к этому: критическая масса из количества однажды перейдет в качество.
- Если об этом думать, то всю жизнь ты будешь носиться с одним романом, пристраивая его во всевозможные редакции и издательства. У меня таким способом несколько друзей погорели, перестав или устав писать «в стол». О, если такое произойдет - я не против. Мне есть, на что тратить деньги, поверь.

Как вы думаете, к такому интервью нужны комментарии или послесловие? Мне кажется, что нет! Да, если честно, я бы не нашлась, что написать. Ощущение, что он меня постоянно давит, лишает воли. Любопытно, что, видимо, мне это нравится, раз я добровольно с завидным постоянством настаиваю на встречах.
Вот, как в этот раз. Так что, до следующей встречи!

Варвара НИГЕТ

вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"