Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
ОСТРОЕ БЛЮДО
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
Похоже, что Маслов вновь плюнул в «лицо общественному мнению». По крайней мере, то, что я увидел 16 и 17 февраля в севастопольском ТЮЗе (он же ТБМ), вполне напоминает «шоковую терапию» или «промывку мозгов». Сомневаюсь, что режиссер собирался кого-то эпатировать или смутить чью-то девственно-чистую театральную душу – нет, он так видит свой мир! Наш мир глазами Маслова. Одним словом – зрелище не для слабонервных.

Но лучше по порядку. О спектакле я узнал от знакомых – на спектакли Маслова стараются попасть не только профессионалы, но и тонкие ценители прекрасного, дабы в очередной раз обсудить и осудить этот «странный» театр. Позже увидел афиши: взгляд. который парализует своей неземной грустью. Но когда я услышал по радио джингл «12 завтраков» - решение непременно увидеть созрело само по себе.

За полчаса перед первой премьерой у театра собралась слишком большая толпа для такого маленького театра. Что ни говори, но большой опыт работы в рекламе у Маслова очевиден – создавать и поддерживать ажиотаж он умеет. Отовсюду доносились противоречивые реплики. Народ интересовался в основном двумя вопросами: удастся ли попасть (в театре всего 105 нумерованных мест!) вообще и состоится ли показ нашумевшего в прошлом году спектакля «Я и Она» с Тарасом Колядовым в главной роли? Выяснилось, что билеты на 16 все проданы, и самая активная театральная публика судорожно искала лазейки и «своих людей» в театре. Тем более, что именно 16 февраля 2006 года Театру «На Большой Морской» исполнилось 18 лет! Хорошенький подарок, жаль, что не спектаклем самого именинника.

Все позади, я в зале на каком-то пеньке из сказки: то ли «Теремок», то ли «Колобок» – такие теперь там приставные места. Мне повезло, потому что другие сидели и вовсе на ступеньках. Все. Началось!

Разворачивающееся действие происходит в наше время и без привязки к местности. А само действие вкратце можно изложить так: истеричная юная особа любит богемную жизнь, пишет стихи (неплохие, если в спектакле прозвучали именно ее стихи!), до одури влюблена в некую особу женского пола, но при этом чего-то ждет и от Мессира! Такая гремучая смесь, в которой зрителю очень легко раствориться без остатка. Беру в руки роскошно-оформленную программку (стильная, нечего сказать!) и читаю идею автора: Мессир – гурман, любит вкусно изысканно поесть, приглашает в дом сотрапезницу и… незаметно в нее влюбляется. Тут же у него возникают проблемы с пищеварением – земные женщины не для его желудка! И даже не для его менталитета: умом не понять, аршином не измерить. То это хочу, то это, потом это, а в результате не хочу ничего! Психушка с женским персоналом и одним пациентом.

Оглядываюсь по сторонам и вижу замершие лица с полуприкрытыми ртами. Похоже, трогает. Однако две шикающие фурии в сопровождении военного все-таки вышли из зала. Это никак не отразилось на оставшихся и на финальный поклон с овациями. Финалы Маслову всегда удавались, однако, в этот раз он схитрил: только на втором премьерном показе выяснилось, что Мессир у всех собравшихся на поклон героинь – а их было четыре! – задирает юбки, словно у сломанных кукол. Впечатляет. А после идет к зеркалу и разбивает свое отражение. Тоже сцена не из кисейных! Кстати, незадолго до финальной сцены. Все персонажи переодевают его в женское платье, надевают парик, красят губы и ресницы! Все это на фоне танцующих призраков в исполнении солисток ансамбля классического танца «Арабески». Весь спектакль – сон, не скажу, что радостный. После таких снов человек обычно просыпается мокрый от пота. Может быть, именно этого и добивался автор «12 завтраков с Мефисто». Зная привычку Маслова не выходить на поклон, удалось застать его у осветителей. Мне дали ровно пять минут. Вот итог нашего диалога.

- Вы действительно считаете, что спектакль о любви, как заявлено в анонсах?
- Весь театр, все пьесы – о любви! Но у одних она гламурная, со светской хроникой, поместьем, семейным очагом и фамильным склепом, а у других – с синяками под глазами, порезанными венами, сломанными позвоночниками. Не пойми, какая из них настоящая. «Завтраки» действительно о любви. Кстати, чем-то сродни странному отношению булгаковского Мессира к Маргарите. Меня зацепила именно эта параллель. Тот тоже намаялся с причудами Николаевны, однако, терпеливо сносил все ее кам-бэки и прибамбасы.
- Как вы оцениваете саму пьесу, насколько она перспективная?
- В театре шутят, что поставить и сыграть можно даже телефонный справочник или годовой бухгалтерский отчет. Не бывает плохих пьес, бывают тупорылые режиссеры и дятлообразные актеры. В материале Сафоновой есть «длинный поводок» для постановщиков: ведь этот же материал можно сыграть, как комедию положений и мелодраму. Меня она заинтересовала сначала лишь тем, что речь шла о Мессире-гурмане и бон-виване, а это более понятно, чем менторский тон гетевского Мефисто или леденящий кровь Мессир Булгакова. Моя версия орет лишь об одном: кем бы ты ни был – человеком или нечеловеком – хоть однажды некисло вляпаешься в любовное приключение, и очень хорошо, если останешься при памяти и в живых! Впрочем, об этом уже писал Экклезиаст. Отличие в том, что нашего Мессира предают даже не ради другого мужчины, а ради женщины! Причем на глазах и с удовольствием, граничащим с садизмом! Мне его жаль по-человечески, но ведь все «по согласию», никакого насилия и клофелина.
- Второй ваш спектакль тоже про любовь?
- «Я и Она» – абсолютная история любви! Но с точностью до наоборот, поэтому я и поставил их вместе. Кстати, только что я услышал смешную рецензию: «Маслов, «Завтраки» хороши, хоть и сыроваты, но вот виктюковский спектакль… Я плакала и не могла остановиться!» Думаю, Роман Григорьевичу будет тоже смешно и от этого приятно. Ответ на вопрос: да. Встретились, влюбились, потерзали друг друга и умерли. В один день! Как в песне, хотя, не уверен, что это смешная песня.
- У вас на одной сцене работают выпускники Актерской школы «Психо Дель Арт» и маститые московские актеры. Странный симбиоз. Им уютно вместе?
- У меня лично нет никаких пиитетов: ты либо Актер, либо говно! А звания, титулы, пресса, затусованность на ТВ – полная фигня. В этом смысле Аннуш Ситникова никак не уступает Тарасу Колядову, ведь все идет изнутри, а своих я тут же отучаю от появляющихся штампов – смертельная болезнь. Я от скуки разработал новую актерскую теорию тренинга – «Глубокое Погружение», в которой наглядно доказывается, что не человек делает роль, а роль человека. Исходя из нее, все театральные училища могут совсем скоро превратиться в Институты благородных девиц! Научить студента можно только собственными штампами, тогда на выходе вы получите плохую копию себя - это– в лучшем случае. Прожить на сцене чужую жизнь невозможно, можно прожить свою, если бы все коллизии проходили с вами, а не с Капулетти или с Офелией.
- Вы замахиваетесь на Станиславского?
- Чего на него замахиваться, его уже отчморил Михаил Афанасьевич в «Театральном романе»! Пусть существуют все теории (кстати, мне более-менее понятен Михаил Чехов). Системы для того и возникают, чтобы однажды оказаться несостоятельными, а Искусство вовсе невозможно уложить в рамки одной теории, особенно, такое непредсказуемое и импровизационное, как Театр!
- Расскажите свои ощущения от игры своих актеров.
- Никаких ощущений, я все три часа бегал от осветителя к звукорежиссеру, дабы не было откровенной лажы хотя бы с этим. Спектакль («Завтраки») сыроват и его надо «наворачивать» психоделическими фенечками, которые по техническим причинам не вошли в сегодняшний показ. Но он живой – это самое главное, и, по-моему, реакция зала тому свидетельство. Я планирую к июню сделать из антрепризного театра репертуарный. Все условия для этого созданы. Вот летом и опробируем весь репертуар на широкой публике.
- Я не ослышался? У вас репертуар? Вообще, насколько я знаю, это ваш третий спектакль – «Вот и все!», «Я и Она» и «12 завтраков с Мефисто».
- Вы забыли «Чайлет», «Коллекционер», «Фрекен Жюли» и «Чайку». Так что, семь. Не считая телеспектаклей. А сейчас мы уже работаем над проектами «Спектральный анализ… Женщины», «Исповедь» и «Чайка J.L.». Так что, летом в Балаклаве зрители увидят минимум пять спектаклей, а это и называется репертуар. Все, время. Спасибо за остроумные вопросы, пугающие своей новизной!

Мнения публики, которые мне довелось услышать, были диаметрально-противоположными. Не было скучающих и равнодушных. Может быть, это и есть Театр. По слухам спектакль будет сыгран еще несколько раз на сцене ТБМа, так что, «не опаздывайте к завтраку»!

Арсений Громов

вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"