Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
ДРУГОЙ БОЗИН
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
[ еще фото ]
Когда я впервые увидел Дмитрия Бозина на сцене в спектакле Романа Виктюка «Рогатка» по пьесе Николая Коляды, то отчего-то представил его в недалеком будущем этаким Дон-Жуаном и пожирателем женских сердец! Зал – по преимуществу женщины всех возрастов – стонал! Бозин своим темпераментом и искренностью не терялся даже на фоне самого Сергея Маковецкого. А спектакль на самом деле о любви, по тем временам скандальной: она любит его, а он любит… другого! Великий мистификатор – Роман Виктюк – заставил рыдать и плакать зрителей над самим феноменом Любви, которая, как выяснилось, не имеет и не может иметь пола! Любовь, если мы говорим о Любви, а не о влечении, - она вне пола! Она над полом! Даже сейчас не все разделяют эти взгляды, а тогда, в далеком 1994…

Бозин и Маковецкий неистовствовали на сцене, помогая зрителю понять самих себя и тот феномен, о котором Роман Виктюк говорит всю свою театральную жизнь. Стоит ли вообще жить, если вы ни разу не испытали этого всепоглощающего чувства?! Впрочем, я о Бозине.

Прошло двенадцать лет. Дмитрий стал ведущим артистом Театра Романа Виктюка и из студента театрального училища превратился в настоящего Актера! Нынешний репертуар театра практически полностью держится на нем. Но при этом нет никаких признаков подступающей «звездной» болезни. Вообще, наблюдая со стороны за тандемом Бозин-Виктюк, я прихожу к выводу, что они были созданы друг для друга где-то Там, наверху… Плохо представляю себе иного режиссера, могущего раскрыть Дмитрия глубже и трагичнее, чем это удается г-ну Виктюку.

А по сути Бозин, сыгравший столько ярких и запоминающихся работ, остался все тем же зеленоглазым дионисийским совершенством, притягивающим к своей персоне всех, кто хоть раз увидел его в спектаклях Мастера.

Нынешние юбилейные масштабные гастроли известнейшего театра, ставшие реальностью благодаря театральному агентству «Эксклюзив» (Михаил Бондаренко), – тому подтверждение. Бозин занят в «Мастере и Маргарите» (Воланд), «Нездешний сад» (Нуреев) и в премьерном «Дон Жуане» (заглавная роль, естественно!). Практически – бенефис Бозина!

И все-таки, мне не хотелось задавать ему набившие оскомину вопросы; я пытался проникнуть туда, где под толстым слоем защитных стандартных ответов живет другой Бозин! Со своей философией, своим удивительным миром и, столь редко встречаемым в актерской среде… интеллектом. Да, представьте, что большинство артистов говорят фрагментами из когда-то выученных монологов, из прочтенных пьес и сценариев. Я не осуждаю, но констатирую.

Бозин – иной! Изучающий восточные эзотеричные учения, цитирующий Гессе, трогательно воспитывающий дочь и посвящающий стихи своей жене.

А.М.: - Ты напоминаешь мне античного Тиресия, который сумел за одну жизнь побывать в мужском и женском обличии, а потом ответить на вопрос Геры: кому из них Любовь доставляет большую радость, а кому – большие муки! Так кому, как не тебе, исполнившему такие диаметрально-противоположные роли, как Дон-Жуан и Саломея, знать об этом?! Естественно, что я имею в виду душевные переживания!
Д.Б.: - Разница между мужчиной и женщиной заключается лишь в том, что женщина рождается в гармонии, а мужчине всю жизнь приходится пытаться обрести ее! А в случае с Саломеей, так ведь она же исполнила желание Иоканаана увидеть Бога! Она выпустила его из тюрьмы по имени тело! Уверен, что она прервала его мучения. А мне в жизни очень везло: я встречал только тех женщин, которые учили меня обрести целостность и гармонию в этом мире хаоса. Так что, все лучшее во мне – от Женщины! Они даже лучше мужчин знают, что тем надо для кратчайшего пути к гармонии с собой, и неумен тот, кто пытается им противостоять. Мужчине необходимо только защищать всю созданную женщиной гармонию и красоту. А касательно любовных страданий?.. Думаю, что переживают и страдают все одинаково – просто мужчины умеют это скрывать, а женщины не могут или не хотят.

А.М.: - С точки зрения Бозина, «что есть Женщина»?
Д.Б. - Для меня женщина – это гармония! Так получилось – с детства я считал, что женщины более гармоничны. Ощущение, что мужчина всегда хочет что-то усовершенствовать, а женщина уже родилась совершенной. Мужчина с рождения ищет, кем стать. Он должен понять, кем родился, какая его миссия. А женщине, на мой взгляд, надо просто выбрать, ведь она может все!
В этом смысле я везунок! Мне Бог подарил радость общения с настоящими женщинами, которые многому меня научили. Я старался в себе с юного возраста создать некую гармонию, которая соответствовала бы гармонии женщины! Пример ее всегда был рядом, а я лишь учился, как этому соответствовать. Мне не удалось (или я этого не хотел?) стать соблазнителем, потому что покоритель не может быть влюблен! А я влюблен, и не могу от этого отказаться! Нет, я понимал: чтобы покорить надо не любить! Но не могу. Это выше меня. Я и в театр пошел лишь для того, чтобы иметь право на любовь. Еще в школе я понимал, что иначе любить меня просто не за что! Мой самый близкий друг еще в четвертом классе сказал: «Запомни, Дима, когда ты выходишь читать стихи, ты максимально красив»

Странно слышать эти слова из уст невольного обладателя душ, грез и сердец тысяч поклонниц всех возрастов. Для них Бозин – абсолют, и каждая примеряет на себя роль его возлюбленной и спутницы жизни. Дима не может об этом не знать, он делает вид, что не догадывается, или действительно не хочет об этом знать.

«Красота – страшная сила»! Но кто скажет, что есть абсолютная красота?! Вспомните Гренуя и Лауру из нашумевшего романа Патрика Зюскинда «Парфюмер»! (Кстати, только сейчас вдруг подумал: отчего Роман Григорьевич до сих пор не обратил внимание на этот материал?! А в роли Лауры я почему-то представил именно Бозина!).

А.М.: - Есть такая спорная теория Лоуренса: при рождении душа человека разделяется надвое и эти половинки поселяются в разные тела. И каждый из нас всю жизнь пытается обрести целостность, найти свою половинку, хотя, по законам математики, сделать это практически невозможно.
Д.Б.: - Наверное, Лоуренс прав, но, мне кажется, важнее разобраться в самом себе, сделать себя человеком цельным, а потом уже найти другого цельного человека. Обречен тот союз, в котором один целиком отдает свою жизнь другому. А если два человека свободны и являются самостоятельными, тогда они могут быть вместе! А вообще, я боюсь такие теории. Даже у Гессе в прекрасной книге «Сиддхартха» описывается потрясающая любовь, но в какой-то момент Сиддхартха называет страшным индийским слов «Сансара» все то, что дала ему эта любовь! Он от всего отказывается и отправляется в другую жизнь! С моей точки зрения – это большая ошибка Гессе, ведь книга имела слишком большое значение для людей.

А.М.: - Да, но у того же Гессе есть и «Степной волк», когда два человека, достигнув пика любви, добровольно расстаются с жизнью.
Д.Б.: - Это описано еще Шекспиром: чтобы ваша любовь длилась вечно, необходимо умереть. Но это не мудрость, это страх! Неумение жить в любви и существовать в гармонии. Мы многого боимся, даже молчание двух людей в одной комнате страшит. Этот страх погрузиться друг в друга побуждает нас восхищаться трагедиями Шекспира: все умирают, а мы говорим о великой трагедии любви.

Сейчас, сидящий на развалинах древнего города, Бозин напоминает мне античного бога или врубелевского Демона. А всего лишь через несколько часов он на сцене будет умирать от любви и заставлять вместе с собой страдать весь зал. Неважно, какой это будет спектакль, ведь все спектакли Романа Виктюка о любви и одиночестве. Однажды эти две категории могут слиться воедино, и трансформироваться в описанную поколениями философов в «Любовь к Одиночеству». «Нет ничего нового под Луной»!

Д.Б.: - Ты застал меня в самом точном времени и состоянии: вокруг меня камни, а совсем рядом море. Я прихожу к камням, лесу и небу, чтобы узнать нечто и вынести это на сцену. А потом, со сцены пойти к женщине… Очень точная формула моего бытия: для женщины я поднялся на эту сцену, чтобы спуститься к ней же! Круг замкнулся: море, камни, небо, сцена и… Женщина! Это – кольцо.

А.М.: - Феномен Любви никому не удалось выразить предельно ясно, даже Роману Григорьевичу. Значит ли это, что никакого феномена по большому счету и нет?
Д.Б.: - Каждый должен ответить на этот вопрос сам! И описать ее суть невозможно; мы можем заметить только внешние перемены во влюбленном человеке. В любви мужчины и женщины меняются: красивые люди становятся менее красивыми, их что-то искажает, но от этого они невероятно привлекательны. А от природы не слишком привлекательные… их окутывает какое-то марево, отчего они становятся невероятно красивыми. Я не смогу сказать, кому любовные переживания приносят больше удовольствия, но смотреть люди любят больше на влюбленных женщин, даже сами женщины. Любовь женщины воспринимают более открыто, более естественно. Мужчина приятен в нелюбви! Когда мужчина влюблен, он смешон. Суровый и недоступный мужчина гораздо привлекательнее. А женщина, наоборот, гораздо привлекательнее, когда достигает своего желания.

А.М.: - Но ведь любовь однажды проходит, уступая место привычке, усталости, раздражению, даже ненависти! Стоит ли описывать поступки отвергнутых разгневанных женщин?!
Д.Б.: - В буддистской мифологии бог войны – это разгневанный бог счастья. Здорово! Знающий высочайшее счастье и видящий, как от него отказывается другой – гневу нет предела. Как это ты не хочешь быть счастливым?! И Саломея прекрасно понимала, какое счастье она может дать Иоканаану. Она знала себе цену, цену своей любви. А он отказался от этого и получил право умереть! На мой взгляд ничего неправильного она не сделала, она должна была его убить! Это был его выбор. Она правильно сказала: «Ты хотел увидеть Бога?! Я отдала твою душу Богу! Тебе казалось, что твое тело – это тюрьма? Я открыла эту тюрьму. Но оставь ее мне!» Я не вижу разрушительного начала в женщине. Если кто-то отказывается от гармонии, он имеет право потерять ее, и его должны наказать за это. Да, женщины это подчас делают это жестоко, но отказавшиеся от гармонии, достойны такой жестокости!

Представляю, как апологеты современного феминизма потирают руки от радости и вешают портрет Бозина над своей девичьей кроваткой с синими чулками под подушкой! Но в чем-то он действительно прав! Осталось только поверить, что женщина интуитивно знает больше, что нужно мужчине для полного счастья, чем сами мужчины! Так много примеров перед глазами, когда мужское счастье по мнению их возлюбленных заключается в приличной недвижимости, стабильном бизнесе и в присутствии тещи по выходным! Утрирую, но страшновато соглашаться с утверждением, что не обладаешь единолично рецептом собственного счастья!

А.М.: - Хорошо, тогда в чем предназначение мужчины?
Д.Б.: - Женщина создает гармонию, но защищать ее должен мужчина! Мы живем в таком мире, где физически мужчина сильнее, и это его обязанность. Хотя, мы не хотим быть слабее и поэтому много создаем. Но, несмотря на все созданное, мы никогда не сравнимся с женщиной, ведь мы никогда не сможем родить ребенка! Наше творчество и умение строить и созидать – это лишь дань женщине, восхищение перед ней за рождение ребенка!
Вообще-то, в дикой природе, из которой все мы родом, репродукция – одна из простейших функций, а человечество вывело из этого и клонировало некий культ (не исключено, что сделали это именно женщины – доисторические клары цеткин, дабы вызвать у мужчин комплекс неполноценности). К слову, эксперимент оказался вполне успешным: посмотрите в глаза молодых отцов, стоящих перед роддомом!

А.М.: - Сократ, кажись, изрек спьяну: «Жениться надо в любом случае: попадется хорошая жена – станешь блаженным идиотом; попадется плохая – станешь философом». Какой вариант ты бы избрал для себя?
Д.Б.: - Если бы я отказался от своей любимой, то я был бы достоин смерти. Не отрекись Иоканаан от Саломеи, остался бы жив. Другое дело, чего стоила бы эта жизнь. Вспомни фильм «Последнее искушение Христа». Он остался жить с земной женщиной… На земле не ценится счастье просто жить с женщиной. Другое дело, отказаться и умереть. Тогда ты - пророк!

А.М.: - Дима, с такими мыслями тебе надо однажды засесть за философский трактат или любовный роман, не думал об этом?
Д.Б.: - Не могу назвать себя поэтом, и ни в коем случае я не писатель. Иногда короткими заклинаниями выплескиваюсь на бумагу лишь для того, чтобы они остались. Не для меня. Потому что, когда потом я читаю написанное, то не чувствую отдачи. Все это я отправляю в какую-то другую реальность, чтобы они там и жили. А у писателей по-другому: они живут в том мире. А я изучаю мир в том состоянии, когда слов еще не было. Меня больше интересует молчание, чем слова! Слова родились из наших древних молчаливых желаний, чтобы кто-то нас понял. Нам кажется, что нас не понимают, если мы не выскажемся. У Бродского есть восхитительная фраза: «Мне кажется, что люди говорят не для того, чтобы их не поняли». Каждый говорящий желает быть понятым. А мне кажется, что и в молчании можно быть услышанным. Ведь понимают же друг друга птицы, животные! Вчера, после спектакля, мы ночью бродили здесь, по развалинам и слушали шум моря, ветра, ночных птиц. И мы понимали, о чем они с нами разговариваю, потому что они ниоткуда, у них нет цели, и именно этим они и затягивают нас. Даже крик животного, вой волка, мяуканье собаки – это уже для чего-то, чтобы чего-то достичь. Так чего уж говорить о людях, которые говорят одно, думают другое, но молчат уже о третьем. Это путаница человеческая! А ветер, море, листва – это искренний язык. И если люди на минут пять почувствуют это, то многие вопросы для них станут понятными: что есть мужчина, кто такая женщина, как им быть вместе?..

Мне кажется, что Дмитрий Бозин – какое-то послание человечеству с другой планеты! Или это я метафизирую?! Тогда стоит спросить, какой дорогой нам всем идти, чтобы было нам счастье?!

Д.Б.: - Сначала я жил в горах, потом в тундре, потом был в тайге, потом в Москве, но до сих пор я не выбрал свою цель. Идти кому-то моей дорогой не советую, она такая путаная, да и не получится, наверное. Да и вообще, я не советчик. Я такой же идущий, как и все! Каждый должен выбрать свою цель, свой путь, свою жизнь!

Только теперь я понял феномен обаяния Бозина и массового женского психоза при его появлении на сцене: это не только яркий актерский талант, внешние данные и так называемая фактура – это ясное осознание, как достичь и сохранить гармонию в мире мужчин и женщин на планете по имени Любовь!

Человек, пишущий такие стихи и посящающий их своей Единственной, не может не влюблять в себя всех!

ФАТИМЕ

Храни ее, город,
ранимую,
прямую дорогу дари.
Мимо опасного
милую
властно
пусть проведут фонари.
И сердце стен твоих,
укрытое Кремлем,
оно же бьется!
Так пусть следит за поступью ее,
догонит и сквозь улицы коснется
ее пугливых пяток.
Мудрый мой,
мой старый город,
я прошу охраны
для той,
кто бродит сквозь тебя сейчас,
для той,
внутри которой бродят океаны.
Но ты останься мудрым стариком
и проведи от дома прямо к дому.
Ведь и тебе с ума сойти легко
и разыграться, будто молодому,
раздвинуть улицы, кварталы развернуть,
когда она твою проходит грудь.

К тому же, влюбленные никогда не стареют! Посмотрите на Романа Виктюка и его Театр! Им всегда будет восемнадцать!

Андрей МАСЛОВ.

вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"