Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
БЛЕСК И НИЩЕТА Ж.Б.Ма, или «КАБАЛА СВЯТОШ»
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 
[ еще фото ]
Брать интервью у театрального режиссера за два дня до премьеры - то же самое, что интервьюировать пассажира «Титаника» в момент раздачи спасательных жилетов. Тем не менее, я отважился на это безумие лишь потому, что увидел на афише любимую фамилию – Булгаков! Главный режиссер театра им. Лавренева – Юрий Маковский о Мольере, Булгакове, Театре и «Кабале святош».

Ю.М.:
- Почему Булгаков? Потому что он – самый загадочный, самый мистический, самый пророческий и самый притягательный сегодня драматург. Почему «Кабала святош»? В ней он наиболее остро показал взаимоотношения Художника и власти. А еще я считаю, что «Кабала» - предтеча «Мастера и Маргариты»! Мольер – это прообраз Мастера. Талант, существующий по соседству с властью, которая имеет лицевую и изнаночную сторону. Думаю, что эта проблема существует и сегодня, и не дай Бог заигрывать с властью!

Сюжет всей пьесы можно было бы уложить в мещанские две строчки: седина в голову – бес в ребро. Бес в ребро – челюсть в стакан! Стареющего Мольера потянуло от старой, но верной Мадлены Бежар к молодой, но блудливой Арманде Бежар. Все думали, что они сестры, а оказалось - дочки-матери! Причем, генетическая экспертиза показала, что отцом молодой жены является сам муж! Мольер, собственно говоря. Его приемный сын и любимый ученик – Захария (он – француз, а не грузин!) Муаррон устанавливает своему учителю и приемному папе монументальные рога с его дочерью-женой! (Фу, даже я запутался! Бедный Мольер!). Обесчещенный, разбитый инфарктами Жан-Батист умирает на сцене. Занавес.

Ю.М.:
- Эта пьеса и о предательстве, и о любви, и о таланте, и об одиночестве! Все талантливые и гениальные люди обречены на одиночество! Но без этого любовного треугольника – Арманда, Мольер, Муаррон не было бы спектакля! Но это – театр. А в театре все обострено и обнажено! Все, что существует в миру, в театре приобретает гротескный характер. Имею в виду театр, как пристанище живых людей по имени «артист»! Желание быть лучшим и удивить мир порождает много греховных поступков: предательство, измены, прелюбодеяние – все бросается на алтарь успеха, за который все равно однажды придется платить! Такая вот гадость, под названием Театр.

Любопытно, что в пьесе фигурирует три театра. Не смог удержаться от аналогий с тремя севастопольскими! А что, все получается очень складно.

Ю.М.:
- «Пале-Рояль» - труппа самого Мольера, театр Людовика – блестящий, сверкающий, но… непонятный. А еще театр Шаррона – не дай Бог в него попасть! Аналогий, конечно же, мы не искали. Но факты всегда можно натянуть на действительность.

Прошло два дня. Премьера! И… шок от увиденного! Два с половиной часа изысканного действия, передающего даже запахи эпохи Людовика IV. Роскошные костюмы и парики, остроумное сценографическое решение, световое и музыкальное оформление лишь оттеняют блестящую актерскую работу! Лично я впервые видел слаженную ансамблевую работу «лавреневцев», а не очередной бенефис «народного» или «заслуженного». Поверьте, что это дорогого стоит, когда «свита вровень с королем»! Потрясающие актерские работы «второго плана»: д, Орсиньи (Б.Талах), архиепископ (В. Васильев-Юмин), Людовик IV (И. Салимонов), Арманда (А. Шапран), Шут (А.Дзубан) и, конечно же, Ж.-Ж. Бутон в исполнении народного артиста России и З.а. Украины Александра Губарева! Великий артист – он и в эпизоде «стянет одеяло» с самого короля!

Теперь о самом Мольере, точнее, о Заслуженном артисте России и Украины Анатолии Васильеве!!! Коленопреклоненный, снимаю шляпу! Ведь в первом акте мы видим энергичного, раздираемого страстями, неунывающего тридцатилетнего Мольера. Именно таким он и предстает нам. Осмелюсь предположить, что роль Мольера – одна из лучших работ этого любимого всеми артиста. А. Васильев сумел предстать перед нами в новой ипостаси, освободиться от всех наработанных десятилетиями штампов, сыграть свежо, без всякого «звездного» пафоса. Местами возникало ощущение, что я вижу настоящего Мольера, описанного Булгаковым!

А теперь о постановщике… К персоне Мольера Юрий Маковский подбирался давно – им уже были поставлены его пьесы «Смешные жеманницы» и «Жорж Данден». И вот – очень логично! – М. Булгаков и «Кабала святош» впервые в Севастополе! Никакого намека на буффонаду, заигрывание с публикой, эксцентричность действа, злоупотреблений вокальными и хореографическими включениями, которыми так славился «флотский» театр – мистический Булгаков и живой Мольер! Я не увидел ничего лишнего, натянутого, ходульного – все очень точно и чувственно! Даже плевок д,Орсиньи – это «плевок в вечность»! После премьеры «Мольера» язык не поворачивается назвать этот театр «флотским». Это – психологический «Театр переживания», с чем я и поздравляю всех севастопольских зрителей! Очень хочется, чтобы после «Кабалы святош» не расслабились «булки», не снизилась планка и тогда… Если хоть раз вы наденете платье «от кутюр», то никогда уже не снизойдете до «прет-а-порте»!

Андрей Маслов

вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"